Как министр Гордеев и Ко руководят сельским хозяйством

Дела у вице-премьера и министра сельского хозяйства Алексея Гордеева идут, прямо скажем, не блестяще. Судите сами. С одной стороны – хроническая нехватка техники, семян, долги, нашествие саранчи… А с другой, — вырос небывалый урожай, справиться с которым Минсельхозу явно не под силу. Есть от чего пригорюниться министру. Да если бы только в этом было дело? Кого из чиновников у нас наказывают за такую малость…

Основная проблема «борьбы за урожай» — когорта зерновых трейдеров, типа «Росхлебопродукта» или «Евросервиса». Проще говоря, это обычные посредники, в отсутствии нормальной системы зерновых бирж поделившие и фактически монополизировавшие рынок. Пользуясь сложившейся ситуацией, они на разнице закупочных и рыночных цен в урожайные годы получают баснословные прибыли.

По сообщениям прессы, в этом году посредники, вложив 2 млрд долларов, получат в итоге 6 млрд «зеленых» прибыли — почти в два раза больше, чем предусмотрено на сельское хозяйство в госбюджете! Немалая их часть, судя по всему, идет на лоббирование собственных интересов. С этим, как оказалось, не под силу бороться не только крестьянам, но и доблестным чекистам, особенно если с ними не борется член правительства.

В результате, по данным самого министра, у нас пропадет 10% урожая. А по данным из независимых источников — и все 40%. Впрочем, это дело для России привычное, и за такое министров у нас обычно не наказывают…

Но если не везет в работе, то по пословице должно везти в чем-то другом. Не знаем, как там насчет любви, но в друзьях нашему герою повезло точно. Они не забывают его и делают все, чтобы и он их не забывал.

Как-то накануне очередного Дня урожая Гордеев получил поздравительную телеграмму. На правительственном бланке. И с обратным адресом: СИЗО № 1 «Матросская тишина». Ее прислал своему давнему приятелю и шефу ныне уже бывший заместитель начальника экономического департамента МСХ гражданин Камалятдинов, уже неплохо обживший свою камеру. Правда, кое-кто считает, будто таким способом подследственный предостерег министра: если пойду в «сознанку», то ты можешь оказаться соседом по нарам. А посему, мол, неплохо бы тебе, если хочешь остаться на свободе, заняться моим освобождением. Говорят, прочитав телеграмму, министр заметно помрачнел…

Арестован Камалятдинов был в связи с нашумевшим делом банка «Трасткредит», президента которого обвинили в финансировании чеченских бандформирований. По этому делу проходил г-н Ермолаев, начальник отдела департамента растениеводства Минсельхоза. Однако был освобожден и сразу же поставлен во главе уже всего департамента. Вероятно, на такой поворот рассчитывал и Камалятдинов. И, кстати, небезосновательно — подобные примеры с коллегами по родному министерству ему известны. Краснодарской краевой прокуратурой было возбуждено уголовное дело в отношении руководителя департамента АПК Минэкономики некоего г-на Лифанчикова. Ему инкриминировалось оказание помощи заводам, перерабатывающим контрабандный спирт. В результате Лифанчиков оказался на нарах.

Как видим, Минсельхоз собирает не только очень хороший зерновой, но и уголовный урожай…

Самое время обратиться к Владимиру Логинову — наиболее колоритной фигуре в окружении главы Минсельхоза и его бывшему заместителю. Известность пришла к нему в середине 90-х, когда он возглавлял компанию «Русский сахар». Тогда в Минфине он под гарантии Минсельхоза получил кредит в 100 миллионов долларов – как бы для снабжения сахаром армейских подразделений, главным образом, воюющих в Чечне. Неизвестно, сколько было поставлено сахара в войска, да и поставлялся ли он вообще – но точно известно, что государственный кредит возвращен не был. А тех, кто мог бы что-нибудь рассказать о судьбе денег, начали отстреливать. В своей машине был взорван заместитель Логинова — некто Ганыкин. Позже тяжело ранили еще одного из бывших партнеров – директора компании «Россахар» Дмитрия Ефанова. Сам же Логинов после всего этого сначала благополучно возглавил Союз сахаропроизводителей России, потом Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка, а затем стал замминистра сельского хозяйства. Как ему это удалось – ведомо лишь Богу. Да, полагаем, и г-ну Гордееву.

Логинов также прославился неразборчивостью деловых связей и окружил себя криминальными контактами. Так, один из его заместителей по Федеральному агентству по регулированию продовольственного рынка, некий Юрий Лысенко, арестованный в 1998 году в ходе расследования дела о хищениях и злоупотреблениях ФПК, был тесно связан с Подольской ОПГ и замешан в «отмывке» ее денег.

Другой его заместитель по ФАРПР, Алихан Осканов, учредил ряд фирм совместно с уроженцами Грозного, связанными с чеченской ОПГ, через которые прокручивались государственные средства бывшей Федеральной продовольственной корпорации.

Придя в министерство, Логинов по поручению шефа занялся решением ответственной задачи – восстановлением водочной монополии. Восстанавливать ее Логинов начал по-своему. То есть не по закону, а по понятиям, и по-большевистски — методом бури и натиска. После нескольких штурмов был взят завод «Кристалл». Затем ЗАО «Союзплодимпорт» (СПИ), владевшая большинством известных российских брэндов, была объявлена врагом народа и подвергнута соответствующим репрессиям. Попутно было создано альтернативное новообразование — федеральное коммерческое предприятие (ФКП) с одной лишней буквой в названии – «СоюзплодОимпорт», тут же приступившее к выдаче лицензий на «экспроприированные» марки и сразу же оскандалившееся. Так, небольшой калининградский завод «Итар», ранее никому неизвестный, эту лицензию получил с легкостью необыкновенной. Но у предприятия не оказалось ни опыта работы, ни необходимого оборудования, ни соответствующей технологии, зато имелись связи с криминальными структурами. К тому же господа из «Итара», получив лицензию, видимо, решили, что им теперь сам черт не брат, а для большей выгоды можно использовать дешевый «левый» спирт. Когда образцы «Столичной» от «Итара» привезли на экспертизу в Научно – исследовательской институт пищевых биотехнологий (НИИ ПБ), специалисты пришли в ужас. Водка оказалась не только некачественной – пить ее было просто опасно для здоровья.

Но об этом ли думать крупному государственному чиновнику? Банальная скупка недвижимости (несколько квартир в Москве, два коттеджа, несколько иномарок) осталась на первом этапе накопления капитала. Теперь пришло время тратить. Говорят, его увлечения дорого стоят и требуют постоянных финансовых вливаний. По слухам, он покровительствует некоторым особым клубам, где собираются люди с нетрадиционной ориентацией. Замечен как-то был там и сам министр…

Глава сельскохозяйственного ведомства А. Гордеев, как натура цельная, вообще старается гармонично сочетать деловые и дружеские связи, и своих товарищей всячески поддерживает, как в плане карьеры, так и экономически. Например, он неоднократно перечислял бюджетные средства в охотхозяйство «Озерное», где любит проводить досуг в кругу друзей, куда неоднократно он заманивал и премьер-министра Касьянова. В конце 90-х годов «Озерному» была продана рожь по самым низким ценам – по 312 рублей за тонну, в то время как другим покупателям указанная рожь продавалась по ценам 700-800 рублей, то есть дороже более чем вдвое.

В прошлом году министр Гордеев помог дружественной ему фирме «Прадар» приватизировать ипподром вместе с ангаром для лошадей и манежем для создания элитного конного клуба для бомонда. Причем, что характерно, ФГУП «Центральный Московский ипподром» в этот момент возглавил Владимир Жуковский, ранее находившийся под следствием в связи с расхищением конно-спортивной базы ЦСКА. Так вот, набравшись в ЦСКА специфического опыта, Жуковский обратился с просьбой о приватизации к Гордееву, и тот буквально за два дня согласовал вопрос с Мингосимуществом! С необыкновенной легкостью частная фирма стала владельцем дорогого федерального имущества.

А недавно на московском ипподроме проходил «Президентский кубок по выездке», который готовил Алексей Гордеев. Под имя президента были собраны очень значительные средства. Подготовка к соревнованиям самым широким образом освещалась в прессе. Но, как говорят, в самый последний момент президенту было доложено, что на ипподроме не все чисто. За два дня до соревнований, якобы после этого доклада, Путин даже отказался ехать на «Президентский кубок». Но вице-премьер сумел в тот же день пробиться к главе государства и убедить все-таки посетить соревнования.

Особая история – гордеевское детище «Росспиртпром», руководителем которого по его рекомендации был назначен некий господин Зивенко, как говорят, имеющий обыкновение представляться генерал–лейтенантом ФСБ (это в 33 года–то!) и личным другом Владимира Путина. Он же известен в узких кругах тем, что умудрился официально жениться на собственной сестре и сделал ее своим замом в «Росспиртпроме». На том же «Кристалле» Зивенко от имени Путина натворил таких дел, что можно с уверенностью предсказать, против кого пойдут голосовать на очередных выборах работники «Кристалла», а также осведомленная часть потребителей его продукции.

Председателем совета директоров завода стал некто Пинчевский, по данным правоохранительных органов, являющийся членом хабаровской ОПГ. Во всяком случае, в очередном штурме «Кристалла» для очередной смены гендиректора (всего их было уже четыре и не факт, что этим кончится) участвовал со «стаей товарищей» депутат Хабаровской думы Геннадий Мальцев, более известный своим землякам как авторитет по кличке «Малек». В результате «хабаровской» реформации объем производства на заводе упал более чем на 30%, качество продукции снизилось, и лауреат звания «Лучший налогоплательщик России за 1999 год» недоплатил в бюджет 300 миллионов рублей. Зато контролируемый «хабаровцами» торговый дом «Кристалл–Лефортово», по некоторым данным, за этот же период увеличил свой доход до 4 млн. долларов. При полной поддержке Гордеева и Логинова юристы «Росспиртпрома» готовят банкротство еще 22 российских ликеро–водочных заводов, чтобы скупить их потом по дешевке. Естественно, банкротство также будет освящено именем Владимира Путина.

Художества гордеевского окружения можно перечислять еще долго. Остается лишь вопрос: когда до наших героев всерьез доберется Фемида?

Одно время в Минсельхозе ходили слухи, что Логинов вот–вот «съест» своего шефа и займет его место. Гордеев выводы сделал и бросил своего зама на водочную индустрию: самый «хлебный», но и самый взрывоопасный участок. Теоретически правоохранительные органы должны были взяться за Логинова раньше. Однако он, скорее всего, предусмотрел такой поворот событий и, в случае чего, умело «переведет стрелки» на своего начальника. В таком случае Гордеева ждет участь козла отпущения, тем более что в правительственных кругах недавно опять вдруг всплыла старая идея — разделение постов министра сельского хозяйства и вице-премьера, отвечающего за аграрный комплекс. И, похоже, направлена она лично против Гордеева. Сначала – в министры, а потом…

Он, кажется, об этом уже догадался и проговорился сам: «Должность министра и выше, она, наверное, такая, что надо быть всегда готовым уйти. Особенно, если ты не справляешься с теми задачами».

Что ж, будем надеяться, что когда из «Матросской тишины» гражданин Гордеев пришлет весточку своим друзьям, они тоже его не забудут. Однако, как говорят знающие люди, на Логинова ему вряд придется рассчитывать…

Максим Клочков

Оригинал материала

«Московская правда» 09.10.02