«Аэрофлот» вновь оказался в центре скандала, который вполне может выйти за рамки трудового конфликта и принять коррупционный оттенок. Если, конечно, кто-нибудь рискнет связаться с руководителем этой компании Валерием Окуловым — зятем экс-президента России. Во-первых, слухи о том, что самолеты этой авиакомпании могут стать на прикол на все лето, имеют под собой веские основания. Турагентства в панике, отдыхающие — тоже.Во-вторых, «Аэрофлот» начал активно продавать свои квоты на международные рейсы иностранным компаниям. В результате маршруты в Южную Америку, Африку, некоторые города США (Майами, например) были уступлены западным конкурентам. Позиция российской компании, 51% акций которой принадлежит государству, оказалась серьезно ослаблена. И этом при том, что положение дел и так оставляет желать лучшего.Основной причиной прекращения полетов до сей поры считалась ожидаемая забастовка специалистов авиационно-технического центра (АТЦ) «Аэрофлота», то есть наземных служб, без которых ни один самолет не сможет ни взлететь, ни приземлиться. Техники собирались бастовать из-за низкого уровня оплаты труда и плохого состояния материально-технической базы.И если забастовка бортпроводников, продолжавшаяся несколько недель, отразилась лишь на качестве обслуживания пассажиров и поставила их безопасность под сомнение, то угрозы работников АТЦ способны парализовать всю компанию. Как считают инициаторы этой акции, причиной всех бед «Аэрофлота» стало откровенное воровство.Члены профсоюза авиаспециалистов (ПрАС) на состоявшейся 25 июня конференции приняли решение дать последний шанс руководителям «Аэрофлота» и отложили месячную забастовку, запланированную на 30 июня. И «если менеджмент компании не выполнит условий заключенного с нами соглашения, мы будем вынуждены вновь объявить забастовку. Это может произойти уже через две недели», — комментирует ситуацию председатель совета ПрАС Виктор Клещенков.Ранее «Аэрофлот» всегда отличался высокими, даже по столичным меркам, зарплатами. В последние годы доходы работников компании резко упали, и техники, и инженеры стали получать столько же, сколько грузчики какого-нибудь универмага — около 5 — 6 тысяч рублей.Та же ситуация и с бортпроводниками. «Мы закончили акцию «больничный лист», когда более 800 стюардов одновременно ушли на больничный, потому что она ни к чему не привела. Руководство начало набирать новых сотрудников и на время заставило летчиков свободных смен обслуживать пассажиров. Сейчас мы готовы начать новую акцию протеста — все бортпроводники одновременно подадут заявление на три отгула. Просто некому станет летать», — заявил президент шереметьевского профсоюза бортпроводников Владимир Мамонов.А все началось с приказа руководителя «Аэрофлота» Валерия Окулова N 139 от 19 апреля 2001 года, регламентирующего выплату суточных, которые урезались в три раза. Ранее, по словам бригадира бортпроводников «Ту-134», суточные составляли три четверти от общей зарплаты стюардов. Теперь оплата одного часа составляет10 рублей 31 копейку. Полет в Санкт-Петербург, например, длится около двух часов. Получается 25 рублей 70 копеек. Для сравнения: маршрутка до метро «Аэропорт» стоит 20 рублей.Людям стало выгоднее сидеть дома, тем более что в последнее время большинство рейсов в нарушение всех международных правил выполняются с сокращенным экипажами. Кроме того, в связи с «нехваткой стюардов» руководство «Аэрофлота» стало практиковать рейсы с разворотом: проводники летят, например, до Торонто 12 часов, потом два часа отдыхают и летят обратно, то есть рабочий день, как в анекдоте, — 25 часов в сутки.Выходит, что работы прибавилось, а зарплата сократилась. Это выглядит довольно странно на фоне годовых отчетов авиакомпании, согласно которым в 2000 году самолетами «Аэрофлота» были перевезены 5 100 900 пассажиров, что на полмиллиона больше, чем в 1999-м. И выручка возросла как минимум на 100 млн долларов.Но цифры — загадочная вещь. Вышеприведенные данные свидетельствуют о стабильном положении компании, а прибыль почему-то, согласно другим отчетам, упала на 2 млн долларов по сравнению с тем же 1999 годом. Странно, не правда ли? Число пассажиров и выручка от продажи билетов стабильно растут, а прибыль сокращается.Не нужно быть профессиональным экономистом, чтобы понять — уменьшается средний доход с каждого пассажира. А происходит это вот почему.В середине 90-х «Аэрофлот» начал обновление самолетного парка. Поскольку реальных денег у компании не было, руководство приняло решение взять в аренду с правом выкупа несколько «Боингов» и «Аэробусов» (в настоящее время их 28). До сих пор остается загадкой, почему выбор пал на отработавшие по несколько лет самолеты иностранного производства, а не на новые отечественные машины, тем более что их эксплуатация обходится гораздо дороже. «Боинг-777», например, не может себе позволить даже немецкая «Люфтганза», которая на нехватку средств никогда не жаловалась.Получив первые самолеты, «Аэрофлот» отправляет своих инженеров в учебный центр одной из европейских компаний для стажировки. Правда, сейчас эти люди сидят без работы, так как ремонтируют самолеты инженеры «Люфтганзы». Это примерно 100 человек с окладом около 20 тыс долларов в месяц. Отсюда вопрос: зачем потребовалось сначала тратить огромные деньги на обучение, а потом приглашать западных инженеров за деньги еще большие?Еще более парадоксальным выглядит тот факт, что эксплуатация иностранных самолетов только за 1999 год принесла «Аэрофлоту» убытки на сумму более 160 млн долларов.На самом деле все эти странности можно объяснить, например, неписаным международным правилом «отката»: менеджменту покупателя положено до 10% от суммы контракта. Например, контракт на аренду «Боинга-777» стоил более 170 млн долларов.Самое забавное, что взятые напрокат самолеты не отвечают по своим характеристикам задачам «Аэрофлота», который сейчас активизировался на внутреннем рынке, — число россиян, летающих самолетами этой компании по России, выросло в 6 раз. А использовать иностранные лайнеры для этих целей — слишком дорогое удовольствие.Чтобы как-то исправить ситуацию, гендиректор «Аэрофлота» обратился «за консультацией» в консалтинговую компанию МакКинзи, заплатив им, по неофициальным данным, около 2 млн долларов. Вердикт консультантов был столь категоричен, сколь и удивителен: необходимо «подогнать» маршруты под самолетный парк. Во всем мире обычно делают наоборот, но Валерий Окулов согласился с мнением зарубежных спецов и принял решение «прекратить полеты с низкой рентабельностью».Все было сделано «честно»: в конце прошлого года пассажиры стали выкуриваться из рейсов «Аэрофлота». Это делалось так: рейсы постоянно задерживались, упал уровень сервиса (в первом классе, например, пассажиров начали кормить вместо горячих блюд бутербродами и поить не коньяками и «Мартини», а плохой водкой и нарзаном).Заодно руководство «Аэрофлата» придумало новый способ заработка. Как известно, воздушное сообщение между государствами регламентировано международными соглашениями, согласно которым каждой компании выделяются определенные квоты: какое число пассажиров можно перевозить в неделю. Квоты эти, естественно, стоят больших денег. Чем не товар?И «Аэрофлот» стал торговать правом на полеты за границу, и их импортным самолетам вообще стало некуда летать. А деньги где? На этот вопрос лидеры профсоюзов пытаются найти ответ, но пока тщетно.А правительство, как оно отреагировало на то, что государственная компания начала продавать международные линии? Да никак. Правительство промолчало и по поводу постоянной «подкормки» западной авиапромышленности, несмотря на гневные выступления президента Путина по поводу разваливающейся российской авиастроительной индустрии.Если же взять другие экономические показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспечения собственными средствами, — они находятся ниже планки, опустившись до которой предприятие может считать себя банкротом. «Аэрофлот» просто не может расплатиться по долгам.И не только по долгам. Авиакомпания некоторое время уже не в состоянии платить все положенные налоги и отчисления, в том числе возвращать государству так называемые «роялти» — сборы с иностранных компаний за транзитные перелеты через российское воздушное пространство. Эти, по сути, бюджетные деньги идут на счета «Аэрофлота», после чего 70% должно перейти Федеральной службе гражданской авиации, а 30% компания оставляет себе.Первыми не выдержали налоговики, написавшие представление в Министерство транспорта. В министерстве отреагировали, направив, в свою очередь, письмо в Генеральную прокуратуру с просьбой «привлечь к уголовной ответственности генерального директора ОАО «Аэрофлот-РА» Валерия Окулова».И к Окулову приходит… Нет, не повестка, а очень доброе письмо за подписью замгенпрокурора Сабира Кехлерова, в котором он просит главного штурмана России «заплатить налоги и спать спокойно». (В оригинале — «принять меры к перечислению указанной суммы».)Вслед за этим Окулов получает послание из Минтранса за подписью замминистра Нерадько, в котором выражается озабоченность тем, что за 9 месяцев 2000 года «кредиторская задолженность возросла на 40 процентов, предприятие не в состоянии покрыть текущие обязательства текущими активами, а чистые активы приобрели отрицательные значения». То есть из денег у «Аэрофлота» остались только долги.В министерстве даже стали подумывать о введении в «Аэрофлоте» кризисного управления, чтобы направить всю прибыль на покрытие долгов бюджету и начать процедуру банкротства.Но все завершилось благополучно. Для Окулова. Никаких санкций никто принимать не стал. Пропавшие деньги не нашлись. Доходность компании не повысилась, а все «мудрые» начинания руководства «Аэрофлота» продолжают воплощаться в жизнь.Трудно гадать, чем завершится вся эта история. Ясно только, что за 10 рублей 31 копейку в час работать никто не будет. А желающие вылететь на летний отдых воспользуются самолетами западных компаний, с чем мы их и поздравляем.
Новости
Досье
- Абрамович Роман
- Абызов Михаил
- Авен Петр и Альфа-банк
- Автоваз
- Алексей Навальный
- Алексий II и РПЦ
- Алешин Борис
- Альфа-групп и Фридман
- Алякины
- Анна Чапман
- Арашуковы
- армия
- Аршавин Андрей
- Ахмедов и "Нортгаз"
- Аэрофлот
- Банки
- Банкротство
- Бастрыкин Александр
- Батурин Виктор
- Белый дом
- Белых Никита
- Бидзина Иванишвили
- бизнес
- Билаловы
- Богданов и Сургутнефтегаз
- Богданчиков и Роснефть
- Боженов Сергей
- Боос Георгий
- Борис Громов
- Бородин Дмитрий
- Бородин Павел
- Бочкарев и Пензенская обл.
- Братья Черные и TWG
- Брынцалов Владимир
- Будберг Александр
- Вайншток и Транснефть
- ВАК
- Валуев Николай
- Варшавский Вадим
- Васильева Евгения
- Вексельберг и "Ренова"
- Веремеенко Сергей
- Вешняков и Центризбирком
- взятка
- владимир мединский
- Владимир Путин
- Владиславлев Александр
- власть
- война
- Волошин Александр
- Воробьев Андрей
- ВТБ
- выборы
- Габрелянов Арам
- Газарян Сурен
- Гайдамак Аркадий
- Гайдар Егор
- Гайдар Мария
- Галумов Эраст
- Глонасс
- Голикова Татьяна
- Горбенко Александр
- Горбенко Леонид
- Гордеев и Минсельхоз
- Госдума и Совет Федерации
- Греф Герман
- Грызлов Борис
- ГТК
- Губернаторы
- Гудков Геннадий
- Гурьев Андрей
- Гусев Павел
- Гусинский Владимир
- Дагестан
- Дворкович Аркадий
- Дегтярев Михаил
- Делягин Михаил
- деньги
- Дептранс
- Депутаты
- Дерипаска и "БазЭл"
- Дерипаска и "БазЭл"
- Дерипаска Ольга
- Дешев Хасан
- Джабраилов Умар
- диссертации
- Дмитрий Барановский
- документы
- Домодедово
- Донской Александр
- Доренко Сергей
- Доронин Владислав
- Дубов Владимир
- Евгений Чичваркин
- Егиазарян Ашот
- Единая Россия
- Жак Ширак
- Жириновский и ЛДПР
- Жукова Даша
- За рубежом
- задорнов
- Зубков Виктор
- Зурабов Михаил
- Зюганов и КПРФ
- Зюзин и "Мечел"
- Зязиков и Ингушетия
- Иванов Виктор
- Иванов Игорь
- ИжАвто
- Илюмжинов и Калмыкия
- Илюхин Виктор
- Исаев Андрей
- ислам
- Кавказ
- Кадыров и Чечня
- Казанцев Виктор
- казино
- Калининград
- Канделаки Тина
- Караулов Андрей
- Каримова Гульнара
- Касьянов Михаил
- катастрофа
- Кац Максим
- КБР
- Керимов и "Нафта-Москва"
- Киберпреступность
- Кинчеев
- Кириенко Сергей
- Кобзон Иосиф
- Ковальчук Юрий
- Ковальчуки
- Коган Владимир
- Козак Дмитрий
- Козлов Андрей
- Колесник Андрей
- Колесников Владимир
- Колобова Наталья
- Колокольцев Владимир
- космос
- Костин Андрей
- кремль
- Криминал
- Крупчак Владимир
- Ксения Собчка
- Кудрин и Минфин
- Кудрявцев Демьян
- Кузнецов Алексей
- Лебедев и НРБ
- Лебедев Платон
- Леонид Волков
- Литвиненко Владимир
- Лопота Виталий
- Лужков Юрий и Елена Батурина
- Лукашенко Александр
- Мавроди Сергей
- Магнитский
- Магомадов и Дагестан
- Мазепин Дмитрий
- Макаров и "Итера"
- Малофеев Константин
- Мамут Александр
- Матвейчев Олег
- Матвиенко Валентина
- Махлай Владимир
- Медведев Дмитрий
- Медведева Светлана
- Мединский Владимир
- медицина
- Мезенцев Дмитрий
- Мельников Сергей
- Мигранты
- Миллер и Газпром
- минздрав
- минкультуры
- Миноборона
- Минобрнаука
- Минсвязь
- Минэкономразвитие
- Мирзаев Расул
- Миронов Сергей
- Мисевра и СУЭК
- Митволь Олег
- Митин Сергей
- Митрофанов Алексей
- Митрохин Сергей
- Михаио Столяров
- Михайлов Евгений
- Михайлов и Курская область
- Михалков
- Михалков Никита
- МТС
- Мутко Виталий
- МЧС
- Навальный
- Нарусова Людмила
- Нарышкин Сергей
- Наумкин Сергей
- Неверов Сергей
- Невзлин Леонид
- Негинский Евгений
- Немцов Борис
- Несис и группа ИСТ
- Никифоров Николай
- Николаев и Владивосток
- Ничипорук и АЛРОСА
- Носик Антон
- Нургалиев и МВД
- Оборонсервис
- Общественная палата
- Общество
- Олег Басилашвили
- Олигархи
- олимпиада в сочи
- олимпстрой
- Онищенко Геннадий
- Оппозиция
- Офицеров Петр
- Павел Астахов
- Палий Виктор
- парковки
- Патрушев и ФСБ
- Пахомов Анатолий
- первый канал
- плагиат
- платные парковки
- Плескачевский Виктор
- Подмосковье
- политика
- Полиция
- Полонский Сергей
- Полтавченко Георгий
- Потанин Владимир и Интеррос
- Потомский Вадим
- Потупчик Кристина
- Починок и Минтруд
- Почта России
- Правительство
- Правое дело
- прокуратура
- Прохоров и Норникель
- Прусак и Новгородская обл.
- Пугачев и Межпромбанк
- Пузиков Валерий
- Путин Владимир
- Путина Вера
- Путина Екатерина
- Путина Людмила
- Путина Мария
- рейдеры
- Рейман и Минсвязь
- Реймер Александр
- Рейтинг
- Ресин Владимир
- реформы
- Рогозин Дмитрий
- Рожецкин Леонид
- Ройзман Евгений
- Росагролизинг
- росатом
- Росбанк
- Роскосмос
- Роснефть
- РосПил
- Роспотребнадзор
- Росрыболовство
- Россель и Свердловская обл.
- Россельхознадзор
- Российские сети
- Ростелеком
- Ростуризм
- Ротенберги
- Рубен Амирьянц
- Рыболовлев Дмитрий
- Рыков Константин
- Сабадаш Александр
- Савельев Вадим
- Савельев Дмитрий
- Сафин Ралиф
- Саша Грей
- Сбербанк
- Секс-скандал
- сердюков
- Сечин Игорь
- СК РФ
- скандал
- Сколково
- Скоч Андрей
- СКР
- Скрынник Елена
- Следственный комитетРФ
- Слиска Любовь
- Слюняев Игорь
- СМИ
- Сноуден Эдвард
- Собчак Ксения
- Собянин Сергей
- Собянина Анна
- сочи 2014
- спецслужбы
- спорт
- Справедливая Россия
- Степашин Сергей
- Строев Егор и Орловская обл.
- суд
- Сулейман Керимов
- Сурков Владислав
- Сухов Михаил
- Суходольский Михаил
- Счетная палата
- США
- таможня
- тандем
- Таргамадзе Гиви
- Тарико Рустам и "Русский стандарт"
- Татьяна Толстая
- Телевидение
- терракты
- Технологии
- Тимакова Наталья
- тимошенко
- Тимченко Геннадий
- Ткачев и Краснодарский край
- Токарев Николай
- Тольяттиазот
- Трансаэро
- Трефилова и ФСФО
- Трутнев Юрий и Минприроды
- Тулеев и Кузбасс
- Тюрин Владимир
- убийство
- УЕФA
- Украина
- Универсиада
- Уралхим
- Урлашов Евгений
- Усманов Алишер
- Устинов Виктор
- ФАПСИ
- Фарбер
- ФАС
- ФБР
- финансы
- ФИФA
- ФНС
- Фрадков Михаил
- ФСИН
- ФСКН
- ФСО
- Фурсенко и Минобразования
- футбол
- Хакамада Ирина
- Хан Герман и ТНК
- Хапсироков Надир
- Харитонов Николай
- Химки
- Хинштейн Александр
- Хлопонин Александр
- Хлопонин и Красноярск
- ходорковский
- Ходорковский и ЮКОС
- Хоккей
- Христенко Виктор
- Худайнатов Эдуард
- ЦРУ
- цуканов николай
- Чайка Юрий и Генпрокуратура
- чиновники
- Чирикова Евгения
- Чуб и Ростовская обл.
- Чубайс и РАО ЕЭС
- Чуров Владимир
- Шандаловы
- Шандыбин Василий
- Шахновский Василий
- Шахов Олег
- шоу-бизнес
- Шпионы
- Шрейдер Виктор
- Шувалов Игорь
- Экстремизм
- Энергострим
- Эскорт-услуги
- Юнеско
- Юнус-Бек Евкуров
- Юревич Михаил
- Явлинский и Яблоко
- Якеменко и "Наши"
- Яковлев Владимир
- Якунин Владимир
- Якушев Яков
- Ярошук Александр
- Яшин Илья
Календарь
Архив
Популярные темы
Банки
Бизнес-Элита
Видео
Губернаторы
Единая Россия
Коррупция
Криминал
Крым
Медведев Дмитрий
Москва
Навальный
Олигархи
Партийная жизнь
Полит-тусовка
Путин Владимир
Роснефть
Россия
СКР
СМИ
США
Силовики
Украина
Ходорковский и ЮКОС
арест
бизнес
выборы
газпром
деньги
мошенничество
недвижимость
полит
политика
расследование
сизо
скандал
спецслужбы
спорт
суд
убийство
уголовное дело
фото
футбол
хищения
чиновники
шоу-бизнес