Западные эксперты перешли в наступление в СМИ, пытаясь объяснить неубедительность данных Минобороны РФ о причастности Украины к катастрофе малайзийского Boeing

Независимые эксперты назвали неубедительными данные представителей Минобороны России о причастности Украины к катастрофе Boeing 777 рейса MH17 малайзийских авиалиний под Донецком.

Данные, обнародованные представителем российского военного ведомства Игорем Конашенковым и начальником Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны России Николаем Паршиным, включают в себя:

— документы из архива «Долгопрудненского машиностроительного производственного объединения» (ныне входит в концерн «Алмаз-Антей»), согласно которым продемонстрированные Совместной следственной группой на брифинге 24 мая 2018 года серийные номера на обломках сбившей «Боинг» ракеты указывают на ее принадлежность к 223-й зенитной ракетной бригаде Прикарпатского военного округа УССР;
— обнародованные ранее Международной следственной группой видеозаписи перевозки и проезда «Бука» по территории Украины, дополненные графикой, якобы указывающей на их фальсификацию. В частности, на скриншоты с этих видео добавлены линии перспективы, которые, по мнению Минобороны, не сходятся, как должны, в одной точке на горизонте;
— аудиозапись с перехватом телефонного разговора, на которой полковник украинской армии Руслан Гринчак во время учений ПВО в Одесской области в 2016 году говорит такую фразу, требуя от своих коллег закрыть воздушное пространство в районе учений: «Если будет вот так (если воздушное пространство не будет закрыто), ***** [собьем] еще один малайзийский «Боинг».

Как отмечает «Радио Свобода», Минобороны РФ не первый раз проводит большие пресс-конференции для журналистов в попытках опровергнуть доказательства независимых расследований и данные Совместной следственной группы (Joint Investigation Team, JIT).

В числе версий Минобороны были такие: «Боинг» был сбит украинским истребителем Су-25 (к ней российские военные не возвращаются с 2016 года), видео с проездом «Бука» по Луганской области незадолго до трагедии на самом деле было снято в другом городе (опровергнуто свидетелями, побывавшими на месте съемки), перед катастрофой «Боинг» резко сменил курс (опровергнуто данными Совета по национальной безопасности Нидерландов), пуск ракеты был осуществлен украинским «Буком» из села Зарощенское, которое находилось под контролем ВСУ (опровергнуто спутниковыми снимками компании Digital Globe).

Помимо этого российские СМИ выдвигали и другие версии, указывавшие на вину Украины в катастрофе самолета, например, ссылаясь на свидетельства диспетчера воздушного движения в киевском аэропорту, роль которого, как показало расследование, сыграл арестованный в Румынии по обвинению в мошенничестве испанец.

По версии Совместной следственной группы, «Боинг» был сбит из российской установки «Бук», приписанной к 53-й зенитной ракетной бригаде из Курска. Установка была доставлена в Украину незадолго до катастрофы и позже вернулась в Россию. Выстрел был произведен из модифицированной ракеты 9М38М1, поражающие элементы которой — «двутавры» в форме бабочки. Пусковая точка находилась не в Зарощенском, а в поле к югу от села Снежное, подконтрольного сепаратистам. Установить все обстоятельства, приведшие к катастрофе «Боинга», не в последнюю очередь удалось благодаря исследованию доказательств в открытых источниках расследовательской группой Bellingcat и другими независимыми исследователями. Помимо этого, в Bellingcat назвали имена и фамилии людей, предположительно причастных к доставке «Бука» в Украину.

Как сообщил глава Bellingcat Элиот Хиггинс, министерство обороны России имеет давнюю и хорошо документированную историю лжи и подделок доказательств, поэтому просто нельзя полагаться на них как на достоверный источник. «Мы не можем знать, насколько подлинными являются данные о серийном номере ракеты, поскольку они исходят из источника, ранее неоднократно пойманного на фабрикации доказательств. Для подтверждения подлинности этих данных потребуется независимое расследование, которое займет какое-то время», — заявил Хиггинс.

«Мне показалась интересной теория о неправильной перспективе на видео, потому что она берет свое происхождение на конспирологических сайтах, создатели которых продвигают ее уже довольно давно. Но для любого, кто взглянет на это серьезно, она звучит как бессмыслица. Они говорят, что на одном из видео верхняя часть белой кабины тягача становится темной в тот момент, когда грузовик въезжает в тень — а остальная кабина нет. Но, как видно из других фотографий этого тягача, верхняя часть кабины изначально была черной и выполненной из светоотражающего материала. Поэтому когда машина попала в тень, солнце просто перестало отражаться от этой черной полосы.

«Министерство обороны использует эти картинки, чтобы сказать: белая кабина не была бы видна в тени… Это утверждение основывается на идее, что верхняя часть кабины тоже белого цвета. Это не так: на втором фото хорошо видно, что сверху — черная светоотражающая полоса, которая на видео плохого качества видна как белая (потому что она отражает солнечный свет). Без падающего на нее света она становится гораздо темнее».

Еще один пример — использование анимации передвижения «Бука» из презентации JIT, с помощью которой был продемонстрирован маршрут его передвижения по территории Украины.

Минобороны РФ утверждает, что на этой анимации «Бук» движется задом наперед. Действительно, Совместная следственная группа допустила ошибку при создании этого ролика, поместив на него фотографию «Бука» развернутой не в ту сторону. Но реальная фотография, на которой основана анимация, ясно показывает, что «Бук» движется в правильном направлении.

Как говорит эксперт независимой расследовательской группы Conflict Intelligence Team Кирилл Михайлов, брифинг Минобороны оказался комбинацией информации, представленной в ложном свете, и откровенной лжи.

«Единственный реальный фактический материал, который нам показало Минобороны, — это документы на ракету, которая, по их словам, якобы была произведена в 1986 году и поставлена в одну из ракетных войсковых частей, базировавшихся тогда на территории Украинской советской социалистической республики. Сразу возникает вопрос: Минобороны упорно говорит о ракете 9М38, тогда как эксперты сходятся на том, что MH17 был сбит ракетой 9M38M1. Это более поздняя модификация, имеющая элементы двутавровой формы, в просторечии — в виде «бабочки», которые были найдены даже в телах пилотов», — говорит Михайлов.

Еще один вопрос: единственные фотографии «Буков» 223-го ракетного полка ВСУ Украины были сделаны в 2014 году в Полтавской области. Свидетельств присутствия «Буков» этого полка в каком-либо другом месте или на месте трагедии нет.

На брифинге речь шла о ракете совершенно другой модификации, и эта ракета могла попасть к сепаратистам совершенно разными способами: быть переданной на модернизацию из Украины в Россию, о чем в свое время говорили даже представители российского концерна «Алмаз-Антей», производителя «Буков». Она могла быть захвачена в Крыму, могла быть захвачена на одной из баз ПВО, которые после начала войны перешли под контроль сепаратистов.

«Вариантов много, и показанные документы не разбивают сами по себе тот массив доказательств, который уже собран», — обращает внимания Михайлов.

Он также отметил, что теория «игр с перспективой» взята у иностранных конспирологов, «так же как были взяты оттуда спутниковые снимки с запечатленным на них «моментом выстрела истребителя по «Боингу», так же как были взяты оттуда рассуждения о том, что видео с «Буком» снято не в Луганске, а в городе Красноармейск, подконтрольном Украине».

«Эти теории надерганы из интернета, притом что само Минобороны постоянно критикует так называемые «доказательства из интернета». Говоря о сфальсифицированном видео с тягачом в Макеевке, Минобороны не учитывает, что этот же тягач на этой же улице попал на спутниковые снимки Google, которые сейчас находятся в открытом доступе», — говорит эксперт независимой расследовательской группы Conflict Intelligence Team.

А «неправильная перспектива» на видео проезда тягача с «Буком» объясняется с помощью базовых знаний геометрии: «Параллельные линии сходятся в бесконечности. Но для этого они должны быть параллельными. У едущего по дороге грузовика с кабиной, тралом и еще гусеничной машиной сверху все эти части могут быть расположены как угодно относительно друг друга и поверхности».

Что касается представленной аудиозаписи, то из нее стала понятна одна важная вещь: ГРУ или кто-то еще очень тщательно прослушивают телефонные разговоры украинских военных, вплоть до того, что в их распоряжении оказался некий разговор 2016 года на учениях в Одесской области.

Неужели со всей это массе прослушек было найдено лишь такое «свидетельство» — одна фраза, брошенная украинским полковником через два года после катастрофы «Боинга».

Если бы Украина действительно сбила «Боинг», было бы огромное количество разговоров украинских военных, государственных лиц по поводу этой трагедии, о том, что делать и так далее. Эти разговоры непременно оказались бы в распоряжении Минобороны РФ.

При этом разговоры о том, что «мы сбили гражданский борт, что же теперь делать», напротив, наблюдаются в прослушках разговоров сепаратистов, опубликованных еще в июле 2014 года Службой безопасности Украины. «То, что Минобороны не смогло найти никаких признаний украинцев в том, что они сбили «Боинг», свидетельствует о том, что это была не Украина — иначе они нашли бы что-то гораздо более убедительное», — уверен Михайлов.

Почему же Министерству обороны понадобилось устраивать этот брифинг именно сейчас и какие доказательства своей непричастности к катастрофе «Боинга» российское ведомство действительно могло бы представить…

«Подготовка такой обширной мистификации — это достаточно долгий процесс. Россия научилась на своем горьком опыте, когда она вывалила 21 июля, через 4 дня после катастрофы, какие-то совершенно неподготовленные версии, мгновенно разбитые в пух и прах. Еще один вариант — Минобороны получило какие-то сведения о том, что голландцы готовы опубликовать еще какие-то материалы. Возможно, цель — отсрочить публикацию этих данных, поскольку Совместная следственная группа будет внимательно проверять сегодняшние заявления Минобороны, как это она делала и раньше. Голландцы потратили очень много времени, чтобы исключить версии с украинским «Буком» или украинским истребителем, которые педалировались кремлевской пропагандой. Сейчас, когда потребуется время на документальное опровержение новых версий, следствие может затянуться еще на какое-то время. Россия могла бы предъявить «Бук» с номером 332, разрешить провести допросы господина Дубинского, который исполнял главы разведки «ДНР» и занимался непосредственно перевозкой «Бука», и господина Иванникова («Ориона» из перехваченных СБУ переговоров сепаратистов, обладающего характерным тонким голосом, подробнее читайте здесь). Понятно, что Россия не будет идти на такое сотрудничество со следствием, потому что тогда рано или поздно всплывут доказательства участия российских военных в этой трагедии».

Оригинал материала: «NEWSru.com»

«Лента.Ру», 18.09.18, «Чистое небо»

Россия назвала виновных в катастрофе «Боинга» в Донбассе.

В Минобороны России рассказали о ракете, сбившей малайзийский «Боинг» над Донбассом

В оборонном ведомстве заявили, что ракета, сбившая «Боинг» Malaysia Airlines (рейс MH17) над Донбассом в июле 2014 года, была изготовлена на Долгопрудненском предприятии в Подмосковье в 1986 году. По обломкам снаряда, найденным на месте катастрофы, удалось определить ее бортовой номер — 886847349. По данным министерства, в 2014 году ракета находилась на вооружении воинской части в городе Стрый Львовской области (сейчас — 221-я зенитно-ракетная бригада).

Начальник генерального ракетно-артиллерийского управления ВС России Николай Паршин заявил, что в 1986 году ракету отправили железной дорогой на территорию воинской части 20152 в городе Теребовля Тернопольской области. «Достоверно известно, что ракета воинской частью была получена», — сказал Паршин. По его словам, в 1986-м часть 20152 (сейчас — 223-я зенитно-ракетная бригада) находилась в составе Прикарпатского военного округа и дислоцировалась в Тернопольской области Украинской ССР. На ее вооружении также состояли зенитно-ракетные комплексы «Бук». После распада СССР она была включена в состав Вооружённых сил Украины. Отмечается, что снаряд на территорию России не возвращали.

В министерстве также заявили о готовности предоставить международной следственной группе (JIT) рассекреченные документы о ракете.

Военная часть, в которой находилась ракета, участвовала в конфликте в Донбассе

По данным Минобороны, зенитно-ракетная бригада, на вооружении которой находилась сбившая «Боинг» ракета «Бук», привлекалась к антитеррористической операции в Донбассе. «Отдельно остановлюсь на воинской части 20152, куда была поставлена ракета (…). Примечательно, что части 223 полка, начиная с 2014, неоднократно привлекались к так называемой антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях», — отметил Николай Паршин.

Россия представила доказательства причастности Киева к крушению «Боинга»

Министерство обнародовало аудиозапись разговора украинских военных, которая, по версии Москвы, доказывает причастность Украины к катастрофе. В министерстве уверены, что голос на записи принадлежит полковнику Вооруженных сил Украины Руслану Гринчаку, который отвечал за контроль воздушной обстановки в зоне силовой операции в Донбассе. Мужчина в разговоре утверждает якобы о возможности повторения того, что произошло с MH17.

Разговор произошел в 2016 году в Одесской области при подготовке радиолокационной станции «Малахит», использующейся для обнаружения и сопровождения воздушных объектов. Голос на записи произносит следующее: «Возьми этого керевника (руководителя), возьми Левчука и скажи: «Пацаны, вот если будет вот так, то, *****, ****** (собьем) еще один малайзийский «Боинг»».

В Москве полагают, что захват сбившей «Боинг» ракеты ополченцами был невозможен

По словам Конашенкова, ополченцы самопровозглашенных республик Донбасса не могли захватить сбивший самолет «Бук». «Документальных доказательств у нас, конечно, нет, но ранее Киев заявлял, что ни одна ракета с украинской стороны на сторону Донбасса не попала. Таким образом, Украина сама опровергла возможность того, что ракету украли представители ДНР и ЛНР», — заявил он.

Видеодоказательство причастности России к крушению назвали фальшивкой

Кадры, используемые JIT в качестве доказательства причастности Вооруженных сил России к катастрофе сфальсифицированы, заявил представитель Минобороны Игорь Конашенков.

В ведомстве считают, что в ролик, признанный международной следственной группой доказательством транспортировки «Бука» из России на Украину, были вмонтированы изображения тягача, перевозившего ЗРК. В видеопрезентации Минобороны говорится, что на многих кадрах с «Буком» и тягачом присутствуют нарушения закона линейной перспективы, согласно которому все удаляющиеся вглубь изображения, параллельные горизонтальные линии кажутся сходящимися в одну точку на горизонте. Как утверждают в Москве, на кадрах с ЗРК это правило нарушено, но в то же время другие, где «Бука» нет в кадре, соответствуют этому закону.

«Построения на изображениях «Бука» и тягача с трейлером дают различные точки схода реперных линий, не совпадающие с точкой схода элементов проезжей части ни по горизонту, ни по положению. Это указывает на фальсификацию видеозаписи», — сказано в презентации. Помимо этого, отмечается, что о монтаже свидетельствуют замеченные на видео нарушения условий освещения объектов — например, когда кабина тягача находится в тени, на некоторых кадрах несколько ее участков ярко освещены.

Кроме того, в Минобороны отметили, что на снимках, якобы доказывающих транспортировку «Бука» в Донбасс, запечатлено, как самоходка движется задним ходом. Для таких маневров, как пояснили в ведомстве, необходим регулировщик (его на кадрах нет), поскольку данная ЗРК не имеет зеркал заднего вида.

Международная следственная группа заявила, что уничтоживший «Боинг» ЗРК «Бук» был переброшен из России

24 мая в голландском Буннике были представлены результаты почти четырехлетней работы международной следственной группы, в которую вошли специалисты из Нидерландов, Бельгии, Украины, Австралии и Малайзии. Они пришли к выводу, что «Бук» на момент происшествия стоял на вооружении 53-й курской зенитной ракетной бригады войск противовоздушной обороны Сухопутных войск Российской Федерации. По сведениям экспертов, конвой военной техники отправился в конце июня 2014 года с базы бригады в районе Курска. В его составе были по меньшей мере шесть «Буков». Одна из установок с номером 332 затем была отправлена на территорию Украины. Именно из нее, по версии следствия, был сбит «Боинг». 18 июля установка была возвращена на территорию России.

«Мы знаем, какая система была использована, но не знаем, кто управлял этим «Буком»», — заявил генпрокурор Нидерландов Фред Вестербеке. К соответствующему выводу специалисты пришли, проанализировав несколько десятков изображений с отличительными свойствами ракеты. Изучив код на ее остове, они пришли к выводу, что снаряд изготовлен на Долгопрудненском научно-производственном предприятии в 1986 году.

В остальном их версия неизменна: рейс MH17 малайзийских авиалиний был сбит 17 июля 2014 года системой ПВО «Бук» на территории Украины. Ракета 9М38 с боевой частью 9Н314М была запущена из района села Снежное, которое на тот момент находилось под контролем повстанцев.

Презентация международной следственной группы JIT. Фото: Francois Lenoir / Reuters

Следственная группа готова предоставить доказательства суду

Все продемонстрированные в мае на презентации JIT доказательства были получены из открытых источников — однако эксперты дали понять, что показали не все, — у них есть перехваченные переговоры, спутниковые снимки и показания множества свидетелей. Вестербеке пояснил, что пока не готов ответить на вопрос, кто виноват в случившемся и какими он руководствовался мотивами. По его словам, выяснением этих вопросов займется суд, которому и будут предъявлены все факты, необнародованные в ходе пресс-конференции.

«У нас есть убедительные доказательства, которые вполне пригодны для судебного заседания», — добавил Уилберт Полисен, представитель голландской полиции. Тем не менее эксперты JIT призвали свидетелей события и всех, кто обладает полезной для следствия информацией о трагедии и о 53-й зенитной бригаде, выйти на связь на условиях анонимности. Версия JIT созвучна версии частной разведывательной компании Bellingcat — она указывала на принадлежность «Бука» российским войскам, опираясь при расследовании на открытые источники.

Россия отвергла обвинения JIT

«Это старая история, которая была вброшена в информационное поле еще тогда же, в 2014 году», — прокомментировал пресс-конференцию постпред России при Евросоюзе Владимир Чижов. В Министерстве обороны РФ отметили, что российские зенитные ракетные комплексы никогда не пересекали украинскую границу. В министерстве также добавили, что Москва передала следствию доказательства причастности Украины к катастрофе. По версии российских военных, самолет сбили из украинского «Бука».

Президент России Владимир Путин заявил, что Москва не признает результатов расследования, если к нему не будут допущены российские специалисты. «Наше отношение к делу такое: мы изначально предлагали совместную работу по расследованию этой трагедии, но, на наше удивление, нас к этому расследованию не допускают», — сказал он.

В 2015 году Малайзия предложила Совету Безопасности ООН создать международный трибунал для установления виновных в крушении «Боинга» и их судебного преследования. Большинство стран-членов Совбеза ее поддержали, однако Россия заблокировала принятие документа, воспользовавшись правом вето. Тогдашний представитель России при ООН Виталий Чуркин отметил, что предлагаемый трибунал «лишен какой-либо правовой и прецедентной основы». Австралийский министр иностранных дел Джулия Бишоп пообещала, что виновные «не смогут спрятаться за российским вето и все равно будут наказаны».

Концерн «Алмаз-Антей», изготовитель системы «Бук», провел тесты на кабине списанного самолета «Ил-86» и пришел к выводу, который согласуется с официальной позицией Минобороны России — ракета была запущена в районе поселка Зарощинское в 50 километрах к востоку от Донецка и восьми километрах к югу от Шахтерска. Эта территория на момент случившегося была подконтрольна украинским войскам. Кроме того, по словам Минобороны, ракеты 9М38 на вооружении российской армии не стоят.

Российская сторона неоднократно высказывала разные версии — например, Первый канал публиковал «снимки» уничтожения Боинга украинским самолетом Су-25. Публиковалась и «секретная полетная карта» штурмовика под управлением летчика ВСУ Владислава Волошина. В марте 2018-го он покончил с собой — это произошло на фоне сложных отношений с губернатором Николаевской области Алексеем Савченко.

«Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines потерпел крушение в 2014 году

В июле 2014 года лайнер «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, разбился в Донецкой области. Все 298 человек, находившиеся на борту, погибли. Украинские СМИ сообщали, что связь с самолетом была потеряна, когда он шел на высоте в 10 тысяч метров в пределах международного коридора.

Софья Мельничук