Олег Кашин рассказал об уходе легендарного издателя с поста ген директора News Media – «человека, задавшего тон развитию российских медиа в десятых, в итоге переставшего быть нужным действующей власти»

В детстве Арама Габрелянова хотели сдать на воспитание банкиру Тэтчеру в другой город. Банкир приехал в Дербент и застал маленького Арама катающимся на санках. Он хотел забрать мальчика с собой, но Арам схватил санки и ударил ими банкира. На санках было написано «Розовый бутон», и когда разоренный дворец Арама будут готовить к продаже, эти санки сгорят в камине вместе с остальным уже никому не нужным имуществом.

Это я сейчас неснятое кино пересказываю. В России часто снимают ремейки классических фильмов, и если кому-нибудь придет в голову переснять «Гражданина Кейна», то его действие, конечно, надо будет перенести в Дербент, Ульяновск и Москву, а главную роль должен играть какой-нибудь харизматичный армянин, которых в нашем кино, слава Богу, довольно много. Но такой фильм, конечно, провалится в прокате, потому что в голливудскую историю трудно будет уложить такой взлет и такое падение, в котором вместо безжалостной судьбы — еще более безжалостный политический контекст России десятых.

В истории российских медиа был только один случай, когда региональная газета всей редакцией переехала бы в Москву и превратилась в большое общенациональное СМИ. Бывший «Ульяновский комсомолец» превращался в газету «Жизнь», вообще не привлекая ничьего внимания — слишком странным был этот эксперимент и слишком далекой от интересов медиасообщества была эта ниша, газета «про звезд», срисованная с The Sun. И когда однажды оказалось, что в час пик в московском метро, если у человека в руках есть газета, то, скорее всего, это будет газета «Жизнь», всем вдруг стало интересно, что это такое, и была мода на газету «Жизнь», о ней сочинял свои песни рэпер Гуф, снобы смеялись над ее приторным языком, когда вместо «дети» обязательно нужно писать «ангелы», а во всех остальных случаях — «я в шоке». Потом звездой стал и сам шеф этой газеты — жизнерадостный матерщинник, совсем не похожий на обычного медиаменеджера, но явно мечтающий им быть — обычным и при этом лучшим. Буквально как герой Орсона Уэллса в известном фильме.

Арам Габрелянов ушел с поста гендиректора News Media

И вот именно где-то на этом этапе сценарий «Гражданина Кейна» дал сбой, потому что вмешалась российская политика, и вообще российская реальность. Таблоидная культура, вот эта обывательщина, возведенная в абсолют, стала вдруг российским мейнстримом, российской официальной идеологией. Таблоидным героем, человеком топлес на коне, стал сам Путин, а вот этот язык — когда «все в шоке», — стал единственным языком власти. Телевидение превратилось в таблоид, все в России превратилось в один большой таблоидный сюжет, и та тропинка, которую протаптывал никем не замеченный в конце девяностых Габрелянов, стала магистральной дорогой государства. Вся логика развития России нулевых вела газету «Жизнь» куда-то туда, в сторону Кремля. Понятно, что однажды и владельцами габреляновского бизнеса стали знаменитые «друзья Путина», но это было не отжатие, это был альянс, и символом этого альянса стали габреляновские «Известия» как главная официозная газета начала десятых, и удивительный телеканал «Лайф», вся краткая история которого укладывается в историю «русской весны» 2014 года — гибридное телевидение вело гибридную войну и побеждало в ней, задавая стандарты, профессиональные и этические, уже и для «взрослых» телеканалов, учившихся распинать мальчиков именно у таблоидной культуры.

То время, когда «Известия» и телеканал «Лайф» были на вершине российской медиапирамиды, можно считать триумфом Габрелянова — даже не столько как менеджера, сколько как идеолога и визионера. Но именно эта роль в российских условиях оказывается проклятьем, потому что в какой-то момент власть начинает думать, что справится и без него. Когда традиции газеты «Жизнь» распространились по всему российскому пространству, когда все официальные медиа превратились в один огромный таблоид, Габрелянов стал лишним. Закрыли телеканал, отобрали «Известия», «Лайф» распался на несколько телеграм-каналов, санки с надписью «Розовый бутон» сгорели в кремлевском камине.

По мнению Кашина Габрелянов — человек, задавший тон развитию российских медиа в десятых — больше чем менеджер, идеолог и визионер — в итоге перестал быть нужным действующей власти

Габрелянов уходит побежденным. Он не встроился в новую околокремлевскую конфигурацию, он поставил не на тех, он слишком поверил в собственную значимость в условиях, когда чья-то самостоятельная значимость оказывается недостатком. Но в нынешней России каждая новость похожа на заголовок газеты «Жизнь», а каждое официальное лицо по умолчанию — герой таблоида. «Всему живущему идти путем зерна», и погибший таблоид пророс тысячами ростков и в медиа, и во власти, и в обществе. Любить Габрелянова необязательно, но что он смыслообразующая и стилеобразующая фигура эпохи — это сейчас кажется бесспорным.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оригинал материала: Телеканал «Дождь»

 

«КоммерсантЪ», 24.08.18, «Life.ru готовят к новой жизни»

Арам Габрелянов хочет продать долю в проекте

Арам Габрелянов ведет переговоры о продаже своей доли в компании «Ньюс Медиа», управляющей сайтом Life.ru. Проект будет перезапущен без его участия и станет платформой для блогеров, похожей по концепции на «Яндекс.Дзен». На выплаты авторам Life.ru планирует тратить до 7 млн руб. в месяц.

В начале октября сайт Life.ru будет перезапущен как платформа авторского контента, рассказал “Ъ” гендиректор АО «Ньюс Медиа», владеющего доменом и товарным знаком Life.ru, Анатолий Сулейманов. «Life.ru перестает быть сайтом только для ура-патриотов»,— объясняет он. Любой автор сможет выкладывать на сайт тексты или видео, а фильтровать противоправный контент будут нейросети. Сейчас сайт зарабатывает на рекламе 8–12 млн руб. в месяц и 5–7 млн руб. готов платить авторам. «Надеемся, что с перезапуском мы будем зарабатывать больше, через шесть-девять месяцев сможем выйти в ноль и начать отбивать деньги»,— уточнил господин Сулейманов. Редакционные материалы на сайте останутся, но их соотношение с авторскими будет меняться.

Новая концепция Life.ru похожа на «Яндекс.Дзен» — платформу для авторов, которые могут получать деньги, если их посты собрали минимум 7 тыс. дочитываний за неделю. Монетизация на Life.ru будет включаться уже после 2 тыс. дочитываний, говорит руководитель проекта Александр Потапов. Он соглашается, что модель напоминает «Дзен», но указывает на отличия: «Большая часть ленты «Дзена» не пользовательский контент, а СМИ, которым «Яндекс» отгружает трафик. Оригинальных авторов мы не очень видим, и схема монетизации, насколько мы знаем, устраивает далеко не всех. Мы же хотим за счет авторского контента дать площадку авторитетным блогерам любых взглядов, авторам Telegram-каналов на разные темы и помимо топовых авторов привлечь людей, которым хочется высказаться».

Половина ленты «Яндекс.Дзена» состоит из публикаций, созданных на платформе, возражает представитель этого сервиса. У него 12 тыс. активных авторов и 7 тыс. сайтов, ленту формирует алгоритм исходя из предпочтений читателя, ежедневная аудитория — 13 млн пользователей. Прогнозируемая выручка сервиса на 2018 год, рассчитанная из данных за май, составляет 4 млрд руб., сообщал ранее «Яндекс».

Сейчас Life.ru представляет собой портал с таким контентом, как, например, расследование про дочерей, убивших отца, или история бабушки, которая «набросилась на фельдшера с топором». Привыкшая к традиционному Life.ru аудитория может уйти, но в перспективе посещаемость вырастет, надеется Александр Потапов. «Механика сайта изменится. Он будет больше похоже на Medium (платформа для социальной журналистики.— “Ъ”), где пользователь сможет формировать ленту»,— сказал он.

Два сотрудника издания рассказали “Ъ”, что в новом формате платформа стартует уже без ее основателя Арама Габрелянова — «ни в качестве издателя, ни в качестве акционера», поскольку он близок к продаже доли в проекте. Собеседники “Ъ” считают, что сейчас ему принадлежат 25% АО «Ньюс Медиа» и доли в отдельных проектах компании, например Super.ru. В «СПАРК-Интерфакс» указано, что 25% «Ньюс Медиа» владеет кипрская компания, 75% принадлежат фонду «Медиа+», чьи контакты совпадают с данными «Национальной медиагруппы» (НМГ), где прежде работал господин Габрелянов. После ухода оттуда в 2017 году он занялся московским футбольным клубом «Арарат» и отошел от медиа, уточняет Анатолий Сулейманов. Сам Арам Габрелянов и представитель НМГ отказались от комментариев. Источник, близкий к группе, подчеркнул, что НМГ не имеет отношения к Life.ru ни как акционер, ни на уровне управления.

Оплата контента всегда была ключевой проблемой для интернет-индустрии, напоминает директор по маркетинговым технологиям OMD OM Group Сергей Ефимов. «Платформы получали контент условно как данность, так как основная часть инвестиционно привлекательного контента — телевизионный. В последние годы digital-поставщики начинают инвестировать в контент все больше, затраты растут на 80–150% ежегодно»,— поясняет он. Но стал очевиден и другой тренд, добавляет эксперт: пользовательский контент не обладает нужным уровнем качества, чтобы привлечь аудиторию.

Анна Афанасьева