Представитель известной банды, орудовавшей в Поволжье в конце 90-х, сделал признание об устранении ненужной свидетельницы по заказу тольяттинского олигарха

С начала 90-х годов автомобильную столицу России Тольятти сотрясали кровавые бандитские разборки. Выстрелы, звучавшие на улице средь бела дня, были обычным делом, а жертвами криминальных войн зачастую становились случайные, ни в чем не повинные люди. Правоохранительные органы оказались не в силах остановить кровопролитие и лишь безучастно наблюдали за происходящим вокруг беспределом.

Поэтому найденное весной 1998 года в лесу тело задушенной молодой девушки не стало сенсацией городского или регионального масштаба. Убитой оказалась Елена Поваляева, местная жительница, работавшая элитной «девушкой по вызову». Поскольку сфера интимных услуг в Тольятти, как водится, контролировалась преступными сообществами, убийство, вероятнее всего, могло быть связано с профессиональной деятельностью – например, каким-нибудь не в меру ревнивым покровителем из «братков». Так или иначе, дело осталось нераскрытым и быстро затерялось в десятках подобных эпизодов того времени.

Кто бы мог подумать, что тайна убийства будет раскрыта 15 лет спустя, когда о нем забыли абсолютно все, а разгадка окажется куда больше похожа на шпионский роман, нежели на тривиальную «бытовуху»?

Осенью 2012 года в ГУ МВД по Самарской области поступило сообщение о преступлении от Евгения Кутьминова, отбывающего пожизненный срок за незаконный оборот оружия и убийство в колонии в Оренбургской области (копия имеется в распоряжении редакции). Он утверждал, что знает, кто стоит за убийством Поваляевой и хочет, чтобы заказчик понес наказание.

В 90-ые Кутьминов был членом банды «Фантомасы», входящей в группировку печально известного в Тольятти Владимира Вдовина («Напарник»), и курировал бизнес в сфере интим-услуг. Он поставлял проституток многим влиятельным бизнесменам и криминальным авторитетам. Например, хозяину крупнейшего аммиачного завода «Тольяттиазот» Владимиру Махлаю, заказывавшему «ночных бабочек» у «Фантомасов» с 1996 года. Среди девушек, которых Кутьминов возил Махлаю, была и Поваляева. С 1997 года, как показал Кутьминов, Махлай якобы потребовал, чтобы она встречалась только с ним и по приказу главаря «Фантомасов» Виталика Кутьминов перестал предлагать ее другим клиентам. Влюбленный Махлай, если верить поступившему к правоохранителям заявлению, даже снял для Поваляевой квартиру в Комсомольском районе.

Владимир Махлай

Однако  роль постоянной наложницы 60-летнего аммиачного короля, по-видимому, не слишком устраивала девушку. Из армии должен был вернуться ее жених, и она предъявила Махлаю ультиматум: либо он покупает ей двухкомнатную квартиру, либо она обнародует компрометирующие документы, которые бизнесмен додумался хранить у нее на съемном жилье.

В октябре 1997 года Кутьминов, как он написал, присутствовал на встрече, где Махлай якобы спросил члена «Фантомасов» Владимира Бахвалова, могут ли его подельники Сергей Щелаков и Сергей Головин (двоюродный брат Кутьминова) избавиться от Поваляевой и забрать из съемной квартиры компромат. За работу он пообещал 50 миллионов неденоминированных рублей, что по сегодняшнему курсу соответствует $2000. Бахвалов согласился взяться за дело, а после вместе с Кутьминовым встретился с Головиным и Щелаковым в одном из своих кафе, где объяснил им суть работы.

Бахвалов под предлогом поездки в сауну выманил Поваляеву на улицу, где ее усадили в машину Щелаков и Головин. После этого девушку увезли в лес, где выпытали сведения о компромате на олигарха, задушили и закопали. Уже с ключами бандиты приехали на съемную квартиру, забрали документы, аудиокассеты с разговорами предпринимателя, а также компьютер Поваляевой. Похищенные предметы привезли на квартиру Кутьминова. После взлома компьютера знакомым хакером Бахвалова стало ясно, что там находились сведения о лицах, владеющих акциями ОАО «Тольяттиазот» и ОАО «Трансаммиак» (трубопровода, по которому продукция завода поставлялась на экспорт), реестр акционеров, в  котором якобы также значилась неугодная Махлаю ирландская  компания Eurotoaz Limited, впоследствии просто вычеркнутая оттуда. На аудиокассетах, которые Кутьминов прослушал из любопытства, Махлай говорил об убийстве некоего топ-менеджера из коммерческой дирекции «Автоваза», а также раскрывал подробности скандальной приватизации «Трансаммиака», суды вокруг которой не стихали впоследствии еще десятилетие. Дело в том, что вместо открытой продажи (как положено по закону) уникальный стратегический объект был просто передан Махлаю в обмен на 6,1% акций «Тольяттиазота».

Через несколько дней после убийства Бахвалов, если верить этой информации, встретился с Махлаем, отчитался об успехе и передал пакет с документами и кассетами. Махлай работой «Фантомасов» остался доволен и передал обещанные 50 миллионов.

В дальнейшем судьба героев этой истории сложилась по-разному. Евгений Кутьминов через два месяца после убийства Поваляевой был арестован по совершенно другому делу и осужден на пожизненное заключение, которое отбывает по сей день вместе со своим двоюродным братом Сергеем Головиным в колонии под Оренбургом. Владимир Бахвалов был приговорен к 10 годам лишения свободы в 2004 году за участие в убийстве пятерых человек в Хвалынске зимой того самого 1997 года. Выйдя на свободу, он вновь попал в поле зрения правоохранительных органов – на этот раз за хранение наркотиков – и, вероятно, вскоре вновь отправиться в не столь отдаленные места. Друг детства Кутьминова Сергей Щелаков скончался в тюрьме примерно десять лет назад.

Ну а Владимир Махлай в 2005 году просто уехал из России, когда его обвинили в мошенничестве и неуплате налогов в особо крупном размере. В разное время его состояние оценивалось в $750 млн — $1 млрд. В России Махлай, а также его сын Сергей и несколько партнеров заочно арестованы и являются фигурантами уголовного дела о мошенничестве и выводе активов на $1,5 млрд, расследование которого не так давно было завершено. Сейчас Махлай живет в Лондоне и ни в чем себе не отказывает, по-прежнему контролируя крупнейший в мире завод по производству аммиака «Тольяттиазот».

Оригинал материала: "Мосмонитор"