Кто дал денег на «Стиляг», «Город грехов -2» и «Обитаемый остров»

Российское кино всегда нуждалось во внешнем финансировании. По простой причине – его кассовые сборы отстают от производственных затрат. Государство пытается поддерживать отечественные фильмы то через созданные чиновниками специальные фонды, вроде Фонда поддержки патриотического кино, то напрямую через Министерство культуры, а сейчас — через Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.

Частные предприниматели до некоторых пор в кино вкладывались неохотно. Бизнес этот казался не столь уж и привлекательным — административные рычаги работали плохо, значительного денежного потока он не создавал, зато нес в себе политические риски и ставил в зависимость от малоуправляемых творческих людей. Чаще деньги давались лишь для того, чтобы создать образ мецената, близкого к миру искусства.

Ситуация изменилась с середины 2000-х годов некоторые бизнесмены стали создавать собственные продюсерские компании, чтобы налаживать массовое производство, при котором касса нескольких коммерчески удачных картин отбивает затраты на более слабые или на заведомо убыточное авторское кино.

Forbes представляет одиннадцать «киноманов» из числа богатейших российских предпринимателей. Часть из них просто давали деньги «на кино», а некоторые — расчетливо в него инвестировали.

Виктор Вексельберг, председатель совета директоров ГК «Ренова»

В 2007 году в титрах российского боевика «Код апокалипсиса» режиссера Вадима Шмелева появился логотип Фонда поддержки патриотического кино. Фонд был учрежден, «чтобы увязать вместе государственную политику, то есть идею патриотизма, с производством кинофильмов». Кроме чиновников в попечительский совет вошел и один предприниматель – Виктор Вексельберг, который внес в бюджет фильма $2 млн личных средств, сообщил Forbes источник, близкий к миллиардеру. Бюджет боевика о том, как международный террорист №1 выкрадывает ядерные боеголовки, а ФСБ и ЦРУ, объединившись, спасают мир, составил, по данным «Кинопоиска», $15 млн. Сборы составили $10,5 млн.

В том же году вышла на экраны историческая драма о времени Смуты «1612» Владимира Хотиненко. Вексельберг выступил сопродюсером фильма и внес $10 млн из $12 млн бюджета. Сборы в России составили около $6 млн.

Через два года была выпущена историческая драма «Поп» Владимира Хотиненко. Бюджет не раскрывался, но $1 млн вложил в производство Вексельберг. Сборы в России — $1,7 млн.

На историческую драму «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, вышедшую на экраны в 2011 году, Вексельберг выделил $1,7 млн. Сборы в России — $0,5 млн. А на фантастический «Форт Росс: В поисках приключений» (2014), которые продюсировал Дмитрий Харатьян — $0,5 млн. Фильм собрал в российском прокате $150 000.

Роман Абрамович, частный инвестор

Последний свой фильм «Багровый цвет снегопада», основанный на истории его семьи, режиссер Владимир Мотыль снимал пять лет. Как вспоминал Мотыль, «немалую сумму [для съемок] подарил Роман Абрамович». Точную сумму Forbes выяснить в данном случае не удалось. Картина вышла на экраны в 2008 году. Сборы в России составили, по данным «Кинопоиска», $18 000.

Знакомый Абрамовича рассказал Forbes, что для съемок другого фильма – драмы Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» (2010 год) — миллиардер «дал примерно половину бюджета», достигшего в целом примерно $2,5 млн. Сборы картины составили около $0,6 млн.

Михаил Прохоров, владелец группы «Онэксим»

Прохоров финансово поддержал три фильма: «Стиляги», «Трудно быть Богом» и «12», — сообщила его представитель, отказавшись назвать объем финансирования. Знакомый с владельцем группы «Онэксим» предприниматель рассказывал «Ведомостям», что деньги вкладывались личные, без четких условий возврата.

Премьера мюзикла «Стиляги» Валерия Тодоровского о компании молодых москвичей 1950-х годов состоялась перед новым, 2009 годом. Бюджет составил $15 млн, а касса в России – почти $17 млн. Два кинопродюсера оценили поддержку Прохорова примерно в $3 млн.

«12», криминальная драма Никиты Михалкова, вышла на экраны в 2007 году. Бюджет истории о том, как двенадцать присяжных заседателей решают, виновен ли подросток в убийстве отчима-ветерана чеченской войны, составил $2,5 млн. В прокате фильм собрал около $7,5 млн.

«Трудно быть Богом» по роману братьев Стругацких – о землянине, посланном на далекую планету, где царит Средневековье, Алексей Герман начал снимать еще 1968 году. В 2013 году режиссер скончался, и заканчивал фильм его сын. Монтаж длился несколько лет. Зрители увидели фантастическую драму лишь в 2013 году (бюджет $7 млн, сборы $1,3 млн).

Владимир Евтушенков, АФК «Система»

В 2005 году на экраны вышел триллер Вуди Аллена Match Point («Матч пойнт») о том, как оставивший большой теннис спортсмен встречает роковую женщину и что из этого выходит.

Бюджет фильма составил $15 млн, из которых $2 млн вложила принадлежащая АФК «Система» Евтушенкова  студия Thema Production (позднее вошла в состав «Система масс-медиа»).

Сборы в мире превзошли расходы более, чем впятеро — $78 млн. Через год была выпущена драма Вернера Херцога Rescue Dawn «Спасительный рассвет», в который Thema Production инвестировала $4 млн.

На сей раз ожидания не оправдались: при бюджете $28 млн касса составила лишь $7 млн, хотя на продажах DVD было заработано почти $24 млн.

Александр Мамут, управляющий акционер Rambler&Co

В титрах комедии Ивана Дыховичного «Европа-Азия» (выпущена в 2012 году) Мамут значится продюсером. Финансировала работу над фильмом его совместная с Александром Любимовым компания «МируМир». Любимов признавался Forbes, что фильм снимали на деньги Александра Мамута, и бюджет составил более $2 млн.

В основу сценария легла пьеса драматургов братьев Пресняковых, в которой действие происходит на границе Европы и Азии у знаменитой стелы. Мошенники, организовавшие псевдо-свадьбу выманивают у проезжающих дорогие подарки. По данным «Кинопоиска», собрать в прокате удалось всего $36 500.

Данил Хачатуров, президент ГК «Росгосстрах»

Глава «Росгосстраха» Данил Хачатуров был продюсером драмы «Вдох-выдох» Ивана Дыховичного. Кинофильм о мужчине и женщине, которые расстались, но поняли, что не могут существовать друг без друга, вышел на экраны в 2006 году.

Дыховичный рассказывал Forbes, что встретился с Хачатуровым, и тот сказал, что любит его кино «и хочет дать $1 млн». «Сказал: можешь использовать на любой свой проект, — вспоминал режиссер. — Прибыль его не интересовала.» Ближе к концу съемок выяснилось, что в бюджет группа не укладывается, и Хачатуров покрыл все затраты (бюджет составил $1,5 млн, сборы в России — $0,23 млн).

Хачатуров значился также генеральным продюсером «Generation П», но, как объяснил представитель компании, денег на создание фильма не выделялось, а присутствие имени главы «Росгосстраха» в титрах – знак благодарности за выделенный «Русь-банком» (сейчас «РосгосстрахБанк») кредит. Кроме того, компания заключила с создателями фильма договор о продакт-плейсменте. Бюджет фильма по роману Виктора Пелевина составил $7 млн, сборы в России –  $4,4 млн.

Глеб Фетисов, частный инвестор

Глеб Фетисов с середины 2010-х годов активно продюсирует российское и мировое кино. Он владеет собственной продюсерской компанией Fetisoff Illusion. По словам одного из экспертов кинорынка, Фетисов вложил в кинопроизводство «более $20 млн».

Самую большую сумму – более $10 млн – он инвестировал в фэнтези режиссера Олега Степченко «Тайна Железной маски: Путешествие в Китай», выход которого запланирован на конец 2017 года. $2 млн Фетисов вложил в драму Алексея Мизгирева «Дуэлянт», появившуюся на экранах в 2016 году.

Первые фильмы – комедия «В спорте только девушки» Евгения Невского и Chief (в российском прокате «Повар на колесах»), в котором снималась Скарлет Йохансон – появились в 2014 году. В 2017 году ожидается выход еще трех фильмов, которые продюсирует Фетисов: он со-продюсер новой картины Андрея Звягинцева «Нелюбовь», продюсер голливудской ленты Кена Барбета «Treasure Hunter: Legend of the White Witch» и выступает исполнительным продюсером в основанной на компьютерной игре Dead Trigger (названий для российского проката у этих фильмов пока нет).

Леонид Лебедев, cовладелец группы «Синтез»

Лебедев начал финансировать российское кино в начале 1990-х годов, когда спродюсировал документальный телесериал «Шахматные короли» (1993).

Год спустя вышла лента режиссера Ивана Дыховичного «Женская роль», которая на смонтированных отрывках из российского и советского кино прослеживала изменения женских образов в отечественном кинематографе. А еще через год Лебедев стал продюсером художественной драмы Дыховичного «Музыка для декабря».

В 2005 году вместе с режиссером и продюсером Валерием Тодоровским и другими он создал российскую кинокомпанию «Красная стрела», а в США в партнерстве с дочерью Юлией основал американскую – Code Red Production. С этого времени Лебедев как продюсер стал выпускать по несколько картин в год. «Красная стрела» выпустила двенадцать художественных фильмов, в которые, как передал представитель Лебедева, он вложил 900 млн рублей, или $33,2 млн (по среднему курсу за эти годы).

Наиболее затратным было финансирование пяти фильмов (в порядке убывания вложений): «Стиляги» (режиссер Тодоровский, бюджет $15 млн, сборы $17 млн, 2008), «Географ глобус пропил» (Александр Велединский, $4 млн, $4,3 млн, 2013), «Кислород» (Иван Вырыпаев, сборы $190 000, 2008), «Поддубный» (Глеб Орлов, $12 млн, $6,2 млн, 2014), «Качели» (Антон Сиверс, сборы $0,7 млн, 2008). В эти пять проектов Лебедев вложил 417 млн рублей, или $31 млн (по среднему курсу за эти годы).

Code Red Production выпустила пять фильмов: The Good Doctor (в российском прокате «Хороший доктор», бюджет $6 млн, 2011), мультфильм The Prophet  («Пророк», бюджет $12 млн, 2014), Dear White People («Уважаемые белые люди», сборы в США $4,4 млн, 2014), Silent Life («Немая жизнь», режиссер Владислав Козлов, 2014, премьера в 2018), The Dinner («Ужин», 2016, премьера в 2017). Общая сумма инвестиций Лебедева – около $20 млн.

Олег Бойко, председатель правления инвестиционного холдинга Finstar

Боевик «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» — сиквел «Города грехов», сделанного по комиксу Фрэнка Миллера, — вышел на экраны в 2014 году. Бойко стал крупнейшим частным инвестором картины с  бюджетом $65 млн. Знакомый с ним продюсер оценивает долю финансирования российского предпринимателя примерно в четверть, то есть около $15 млн (мировая касса составила $39 млн).

В том же году Бойко решил финансировать режиссерский дебют актрисы Скарлетт Йоханссон – кинофильм «Летний круиз». Если инвестиции  в «Город грехов» предприниматель использовал как «билет» в мир американской киноиндустрии, то Йоханссон стала для него стратегическим партнером, «который в Голливуде может добраться до кого угодно и обеспечить участие кого угодно в проекте, а это принципиально важно», говорил Бойко Forbes.

Стадия производства «Летнего круиза» пока неизвестна, отмечают на рынке, так что оценивать объем инвестиций российской стороны тяжело. Бойко говорил в интервью Forbes, что бюджет этой картины «существенно меньше, чем в «Городе грехов».

Александр Лебедев, председатель совета директоров «Национальной резервной корпорации»

Лебедев оказал финансовую помощь в создании двух авторских российских фильмов, премьеры которых состоялись в 2008 году. Он вложил $1 млн в две картины – в драму Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат» (бюджет $4 млн, сборы — $0,26 млн) и в детектив Кирилла Серебренникова «Юрьев день» (бюджет не раскрывается, сборы — $73 000).

В «Бумажном солдате» рассказывается история врача космодрома Байконур, который в 1961 году готовит космонавтов к первому полету в Космос. «Юрьев день» — о женщине  благополучной судьбы, которая решает уехать из России, теряет за несколько дней близкого человека и доброе имя и вынуждена расследовать причины своих бед.

Эдуард Шифрин, владелец Midland Development. 

Инвестируя в «Обитаемый остров» Федора Бондарчука, Шифрин, сделавший основное состояние на украинской металлургии, хотел войти в московский бомонд. Как писал американский Forbes, металлург предоставил почти треть бюджета кинофильма – более $10 млн.

Фантастический боевик о приключениях землянина из будущего, который оказался на планете, находящейся на уровне развития Земли XX века, вышел на экраны в 2009 году и собрал в прокате лишь $22 млн. Тем не менее, финансирование любимой многими повести братьев Стругацких сделало Шифрина известным в московских культурных кругах.

Александр Левинский

Оригинал материала: "Форбс"