Минпромторг предлагает выделить на торжества, посвящённые юбилею первой модели  «жигулей» — ВАЗ-2101, «копейки», столько же денег, сколько государство тратит на поддержку всего отечественного автопрома

2ed7cfОлимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу, космодром Восточный и мост через Керченский пролив — одни «великие стройки» уже завершены, другие в самом разгаре. Но, как выяснил Лайф, Минпромторг предлагает выделить деньги — почти 50 млрд рублей — на ещё одну масштабную задачу. Речь идёт о подготовке празднования двух 50-летий: «АвтоВАЗа» и его первой модели, ВАЗ-2101. Праздничные мероприятия стартуют 20 июля 2016 года и продолжатся до 2020 года. Внушительную сумму Минпромторг предлагает выделить из федеральной казны и бюджета Самарской области. Соответствующий проект распоряжения правительства «Об утверждении плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 50-летия выпуска первого легкового автомобиля ВАЗ» Минпромторг уже направил на утверждение в кабмин.

Празднества решено растянуть с 2016 года по 2020 год, когда уже будет отмечаться вторая круглая дата — 50-летие ВАЗ-2101. Чиновники решили отдать дань истории, ведь сперва 20 июля 1966 года ЦК КПСС подписал распоряжение о строительстве автогиганта, и лишь спустя четыре года (19 апреля 1970 года) с главного конвейера сошла первая партия «копеек». Обновление инфраструктуры города продлится ещё два года — вплоть до 2022 года.

Информацию о масштабном плане развития Тольятти Лайфу подтвердили в Минэкономразвития, хотя требуемая сумма расходов на мероприятие, по данным министерства, меньше на 2,2 млрд руб.

— Планом предусматривается реализация культурно-массовых мероприятий в 2016—2020 годах, а также мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов на территории Тольятти в 2016—2022 годах, — сообщили в Минэкономразвития.

Административное здание "АвтоВАЗа", прозванное в народе "свечкой".© Мэрия городского округа Тольятти

Административное здание «АвтоВАЗа», прозванное в народе «свечкой».© Мэрия городского округа Тольятти

На культурно-массовые мероприятия предполагается израсходовать порядка 44 млн руб. Сюда входят чемпионат рабочих профессий по стандартам WorldSkills Russia (15,8 млн руб.), выставка фотографий на открытом воздухе и музейные экспозиции, посвящённые круглой дате (2,4 млн руб.), фестиваль скульптур «Лада арт» (2 млн руб.), выставка ретро-автомобилей ВАЗа (450 тыс. руб.), спартакиады, автомобильные состязания и прочее.

Вторая и основная часть расходов — строительство, реконструкция и капремонт объектов в Тольятти. За шесть лет стройки город, по замыслу чиновников, должен преобразиться. В частности, предполагается реконструировать набережную Автозаводского района (1,1 млрд руб.), возвести выставочный зал со сквером и фонтаном в честь 50-летия «АвтоВАЗа» (495,8 млн руб.).

7ae918c2e7fcbbe311d9f732b37a1c91__980x

Планируется построить легкоатлетический манеж (249,7 млн руб.), Поволжский православный институт им. святителя Алексия Митрополита Московского (576 млн руб.)., отремонтировать Тольяттинский государственный университет (121,6 млн руб.). Появятся две новые школы и четыре детсада, три физкультурно-спортивных комплекса, детская и взрослая поликлиники. В списке на реконструкцию стоят спорткомплексы «Олимп», «Волгарь», стадионы «Торпедо» и «Труд».

Согласно плану, на 2,7 млрд руб. город обновит парк троллейбусов и автобусов. Но самым большим новым объектом должен стать мост через Волгу с обходом Тольятти и выходом на дорогу М-5 «Урал». На него в общей сложности необходимо потратить 71% от всех средств — 35 млрд руб.

Минпромторг не ответил на запрос Лайфа, по какой причине Тольятти должен получить столь значительные инфраструктурные инвестиции. Впрочем, источник Лайфа в правительстве, знакомый с историей появления плана реконструкции города, сообщил, что изначально юбилей завода был формальной датой.

Конец 1960-х, закладка фундамента цехов ВАЗа. Фото: © РИА Новости/Соболев

Конец 1960-х, закладка фундамента цехов ВАЗа. Фото: © РИА Новости/Соболев

— Когда шла речь о подготовке празднования юбилея «АвтоВАЗа», проведение какого-то помпезного мероприятия даже не обсуждалось. Была идея восстановить инфраструктуру города. Хотелось сделать нечто подобное тому, что произошло в Сочи в связи с проведением зимних Олимпийских игр, только в своём формате, — сообщил собеседник.

Сейчас Тольятти трудно назвать благополучным городом, впрочем, и на «АвтоВАЗе» ситуация далека от идеальной. С января 2014 по январь 2016 года численность сотрудников «АвтоВАЗа» сократилась с 72 тыс. человек до 48 тыс. человек. Кроме того, в городе прекратил работать крупный поставщик автогиганта — «АвтоВАЗагрегат». Сократил кадровый состав более чем на треть «Волжский машиностроительный завод».

В 2014 году департамент социологии Финансового университета при правительстве России поставил Тольятти на первое место по бедности населения, доходы жителей города оказались самыми низкими по стране. Собственно, это же исследование стало для губернатора Самарской области Николая Меркушкина поводом обратиться к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой включить Тольятти в первую группу моногородов (к их числу относятся моногорода, в которых сложилась критическая финансово-экономическая ситуация). Позже Меркушкин озвучил идею придания грандиозного масштаба 50-летию «АвтоВАЗа» Владимиру Путину во время визита президента в Самарскую область.

В пресс-службе администрации Самарской области Лайфу сообщили, что наибольший вклад в планирующуюся модернизацию Тольятти принадлежит именно правительству региона.

— В долгосрочной перспективе все вышеуказанные мероприятия и задачи направлены на повышение качества жизни жителей Тольятти, многие из которых посвятили и продолжают посвящать свою жизнь работе на «АвтоВАЗе». Сотни тольяттинских семей работают на заводе династиями, — отреагировали в администрации региона.

Столь масштабная реконструкция Тольятти никакого экономического прогресса городу не несёт, считают эксперты.

— У нас все моногорода, вплоть до одного, — да и не только они — сейчас находятся на минимальном уровне жизненного обеспечения. Это в основном были города, сориентированные либо на научные разработки, либо на ВПК. Можно взять любой из них и думать, как дать людям возможность заработать и чтобы это было во благо государства. И уже точно не нужно этим городам к юбилеям красить фасады. Для начала необходимо смотреть на увеличение рабочих мест и развитие реального сектора экономики. Завтра, к примеру, грянет кризис в Тольятти, и все эти красивые обновки вмиг превратятся в развалины. Фактически это искусственное приукрашивание жизни огромными бюджетными средствами вместо реальной помощи. Я это никак не могу оправдать, — отреагировал депутат (КПРФ) Госдумы Валерий Рашкин.

Фото: © РИА Новости/Шидловский

Фото: © РИА Новости/Шидловский

Тольятти уже давно не моногород, и его население не зависит от «АвтоВАЗа», выбор этого города в качестве объекта вливания госсредств определён лишь качеством лобби «АвтоВАЗа», убеждён автомобильный обозреватель и главный редактор портала AMSRUS Сергей Асланян.

— О каком моногороде можно говорить, если на заводе работает всего 48 тыс. человек (численность жителей города — 713 тыс. человек), что составляет около 7% от всех жителей города? В Тольятти ликёро-водочные заводы, химическая промышленность, театры, мебельные фабрики и многое другое. Понятно, что со столицей его не сравнить, но, по сути, его диверсификация равна московской, — отмечает Асланян.

Первая модель Волжского автозавода — ВАЗ-2101 — разошлась тиражом 28,5 млн шт. Построенный на основе Fiat 124, для СССР этот автомобиль был передовым. В последующие годы в конструкцию «копейки» было внесено до 800 технических изменений. Фото: © "АвтоВАЗ"

Первая модель Волжского автозавода — ВАЗ-2101 — разошлась тиражом 28,5 млн шт. Построенный на основе Fiat 124, для СССР этот автомобиль был передовым. В последующие годы в конструкцию «копейки» было внесено до 800 технических изменений. Фото: © «АвтоВАЗ»

По словам эксперта, «АвтоВАЗ» и косвенно Тольятти регулярно получают деньги государства: в 2009—2011 годах в рамках спасения завода от банкротства компания получила 75 млрд рублей беспроцентного займа. Кроме того, все фонды программ по поддержке спроса на новые автомобили (компенсация на утилизацию и «трейд-ин», субсидирование автокредита и лизинга) в большей степени выбираются «АвтоВАЗом». В то же время с 2012 года завод приносит убытки, в 2015 году убытки достигли 74 млрд руб.

— По всем жизненным шагам «АвтоВАЗа» мы видим, что это обычное бюджетное учреждение, не рассчитанное на прибыль, но всегда покрываемое бюджетом налогоплательщиков. У нас сейчас два государственных тренда: патриотизм и праздники. И в этом смысле ничего удивительного, что юбилей «АвтоВАЗа» подпадает под оба направления. Причём обоснованность ассигнования совершенно непонятная, к примеру, замена городского транспорта. Почему, если «АвтоВАЗ» дожил до определённого возраста, из бюджета страны решаются проблемы отдельно взятого города, — задаётся вопросом Асланян.

Lada Vesta — новинка 2015 года. Фото: © "АвтоВАЗ"

Lada Vesta — новинка 2015 года. Фото: © «АвтоВАЗ»

Глава независимого профсоюза «АвтоВАЗа» Пётр Золотарев считает, что главная проблема Тольятти — это сокращение рабочих мест, из-за чего город может повторить судьбу американского Детройта, который пришёл в упадок:

— Теперь люди стремятся уехать из Тольятти. У них нет уверенности в завтрашнем дне: власти обещают стабильный рост зарплат и гарантируют, что увольнений не будет, а на самом деле всё происходит наоборот. По ситуации на сегодняшний день можно сказать, что город деградирует, инфраструктура разрушается, закрываются магазины и рестораны, падает потребление, так как у жителей просто нет денег.

Впрочем, изменят ли ситуацию 50 млрд рублей, потраченных на юбилей, — большой вопрос.

Хронология популярных моделей АвтоВАЗА:

ВАЗ 2101. Начало производства: 1970 г. wikipedia.org/Magnus Manske

ВАЗ 2101. Начало производства: 1970 г. wikipedia.org/Magnus Manske

ВАЗ 2102. Начало производства: 1972 г. wikipedia.org/ShinePhantom

ВАЗ 2102. Начало производства: 1972 г. wikipedia.org/ShinePhantom

ВАЗ 2103. Начало производства: 1972 г. wikipedia.org/Magnus Manske

ВАЗ 2103. Начало производства: 1972 г. wikipedia.org/Magnus Manske

ВАЗ 2106. Начало производства: 1976 г. wikipedia.org/Magnus Manske

ВАЗ 2106. Начало производства: 1976 г. wikipedia.org/Magnus Manske

ВАЗ 2121 "Нива". Начало производства: 1977 г. © LADA

ВАЗ 2121 «Нива». Начало производства: 1977 г. © LADA

ВАЗ 2105. Начало производства: 1979 г. wikipedia.org/Magnus Manske

ВАЗ 2105. Начало производства: 1979 г. wikipedia.org/Magnus Manske

 

ВАЗ 2107. Начало производства: 1982 г. wikipedia.org/Magnus Manske

ВАЗ 2107. Начало производства: 1982 г. wikipedia.org/Magnus Manske

ВАЗ 2104. Начало производства: 1984 г. wikipedia.org/Magnus Manske

ВАЗ 2104. Начало производства: 1984 г. wikipedia.org/Magnus Manske

ВАЗ 2108. Начало производства: 1984 г. wikipedia.org/Magnus Manske

ВАЗ 2108. Начало производства: 1984 г. wikipedia.org/Magnus Manske

ВАЗ 2109. Начало производства: 1987 г. wikipedia.org/OSX

ВАЗ 2109. Начало производства: 1987 г. wikipedia.org/OSX

ВАЗ 2110. Начало производства: 1996 г. © LADA

ВАЗ 2110. Начало производства: 1996 г. © LADA

ВАЗ 2115. Начало производства: 1997 г. © LADA

ВАЗ 2115. Начало производства: 1997 г. © LADA

ВАЗ 2111. Начало производства: 1998 г. © LADA

ВАЗ 2111. Начало производства: 1998 г. © LADA

ВАЗ 2118 "Калина". Начало производства: 2004 г. © LADA

ВАЗ 2118 «Калина». Начало производства: 2004 г. © LADA

Lada Priora. Начало производства: 2007 г. © LADA

Lada Priora. Начало производства: 2007 г. © LADA

Lada Granta. Начало производства: 2011 г. © LADA

Lada Granta. Начало производства: 2011 г. © LADA

Lada Largus. Начало производства: 2012 г. © LADA

Lada Largus. Начало производства: 2012 г. © LADA

Lada Vesta. Начало производства: 2015 г. © LADA

Lada Vesta. Начало производства: 2015 г. © LADA

Lada XRAY. Начало производства: 2016 г. © LADA

Lada XRAY. Начало производства: 2016 г. © LADA

Иван Пышечкин Тимур Хасанов

Оригинал материала: "Лайф"