05.06.2015

Почему разорились подрядчики «строек века», освоившие рекордную сумму в 2,43 трлн рублей

01TASS_6597942Россияне любят праздники. Каждый год после возвращения Владимира Путина на пост президента в стране случалось какое-то событие мирового масштаба: в сентябре 2012 года Россия принимала саммит АТЭС, в 2013 году прошла Универсиада в Казани, наконец, в 2014 году состоялись зимние Олимпийские игры в Сочи. Инфраструктура для всех этих мероприятий стоила бюджетам разных уровней 2,43 трлн рублей.

Казалось бы, больше всего этому должны были радоваться строители. Выигрывая один за одним гигантские подряды, компании наращивали мощности, нанимали новых людей и увеличивали обороты. Но так ли это было выгодно? Когда ликование прошло, выяснилось, что многие участники рынка оказались в ситуации более тяжелой, чем было до АТЭС или Олимпиады. Вот несколько ярких примеров того, как участие в масштабных государственных проектах привело строительные компании к банкротству, а владельцев некоторых из них — в тюрьму.

ООО «НПО «Мостовик» (Омск)

Объект: Приморский океанариум (Владивосток, на фото), стадион «Фишт», санно-бобслейная трасса, Большая ледовая арена (Сочи)

Стройка: АТЭС-2012, Олимпиада-2014

Владелец компании: Олег Шишов

Проблема: Компания не смогла в срок расплатиться со своими многочисленными кредиторами: сумма признанных судом невыполненными требований превысила к 2015 году 57 млрд рублей. В мае НПО «Мостовик» признано банкротом, владелец Олег Шишов находится в СИЗО.

История вопроса: Сочинские объекты компания достроила в срок, а вот Приморский океанариум, который должен был открыться к саммиту АТЭС, не готов до сих пор. Олег Шишов не раз заявлял, что в сложное финансовое положение компания попала из-за того, что в ущерб себе достраивала многочисленные проекты к Олимпиаде. В 2014 году Следственный комитет обвинил Олега Шишова в том, что он нецелевым образом использовал 2 млрд рублей из средств, выделенных на возведение Приморского океанариума. Дело возбудили через несколько дней после того, как свое недовольство темпами строительства океанариума высказал приехавший во Владивосток Владимир Путин.

О компании: Омское НПО «Мостовик», основанное Олегом Шишовым, спроектировало и построило свыше ста мостов и путепроводов в разных частях страны. Самые известные проекты компании — вантовый мост «Живописный» в Москве и мост на остров Русский во Владивостоке («Мостовик» был генпроектировщиком и субподрядчиком). Выручка компании в 2013 году составила 36 млрд руб.

фото ТАСС/ Юрий Смитюк

фото ТАСС/ Юрий Смитюк

«Корпорация «Инжтрансстрой» (Москва)

Объект: Медиацентр (на фото), автомобильная дорога между курортами «Альпика-Сервис» и «Роза-Хутор» и другие объекты

Стройка: Олимпиада-2014

Владелец компании: Ефим Басин

Проблема: Через месяц после триумфального для России завершения Олимпиады Ефим Басин объявил о ликвидации своей компании «Инжтрансстрой». Причина — «серьезные расхождения с заказчиками о стоимости объектов, возведенных в Сочи». Общая стоимость сочинских объектов «Инжтрансстроя» превышала 70 млрд руб.

История вопроса: В 2010 году Ефим Басин продал 51% своей компании «Мостотресту» Аркадия Ротенберга. Подряды на крупнейшие сочинские стройки стали сыпаться как из рога изобилия: «Корпорация «Инжтрансстрой» получила 14 крупных контрактов. Однако в 2013 году «Мостотрест» из капитала компании вышел.

О компании: Бывшие министры строительства СССР Владимир Брежнев и России Ефим Басин вместе руководили крупной корпорацией «Трансстрой» до тех пор, пока контрольный пакет ее не купил у менеджмента Олег Дерипаска. Басин с Дерипаской не сработался и в 2007 году создал свою компанию «Корпорация «Инжтрансстрой», в которую перешла часть команды «Трансстроя».

фото ТАСС/ Артур Лебедев

фото ТАСС/ Артур Лебедев

Тихоокеанская мостостроительная компания (ТМК)

Объект: Мост через бухту Золотой Рог (Владивосток)

Стройка: АТЭС-2012, космодром «Восточный»

Бывший генеральный директор: Виктор Гребнев

Проблема: В начале 2015 года сама ТМК и кредиторы одновременно обратились в суд с требованием признать компанию банкротом, в компании введена процедура наблюдения. Виктор Гребнев находится под домашним арестом, следующий за ним генеральный директор Игорь Нестеренко тоже арестован.

История вопроса: ТМК удалось ввести в срок объекты саммита АТЭС, несмотря на то что дорожное полотно одной из проложенных компанией трасс осыпалось, а на мосту через бухту «Золотой рог» во время строительства произошел пожар. Критической для компании стала другая «стройка века» — космодром «Восточный». И Виктор Гребнев, и Игорь Нестеренко являются фигурантами уголовного дела о мошенничестве и невыплатах зарплат строителям, сумма 35 млн руб. Кроме того, Нестеренко подозревается в хищении 55 млн руб., а Гребнев — в причинении ущерба компании на сумму более 400 млн руб.

О компании: ТМК — одна и крупнейших мостостроительных компаний на Дальнем Востоке. Среди известных объектов компании трасса Седанка — Патрокл, низководный мост через Амурский залив, дорога от Золотого моста до бухты Патрокл. В период расцвета в 2011 году выручка компании превышала 17 млрд руб., в 2013 упала до 3 млрд. руб.

фото ТАСС/ Юрий Смитюк

фото ТАСС/ Юрий Смитюк

«Тоннельный отряд — 44» (Сочи)

Объект: дублер Курортного проспекта (Сочи)

Стройка: Олимпиада-2014

Бывший совладелец и генеральный директор: Леван Гоглидзе

Проблема: Компания признана банкротом в 2014 году, суммарный размер требований кредиторов превысил 4,5 млрд. руб. Леван Гоглидзе в 2015 году получил 2,5 года условно.

История вопроса:  «Тоннельный отряд-44» был субподрядчиком на строительстве одного из крупнейших дорожных объектов олимпиады — дублера Курортного проспекта (общая стоимость проекта — 20 млрд руб.). Кроме этого, компания строила еще несколько автомобильных дорог и тоннелей. В сентябре 2014 года суд признал бывшего генерального директора компании Левана Гоглидзе вместе с главным инженером виновными в злоупотреблении служебным положением при строительстве олимпийских объектов. Строителей обвинили в нанесении государству материального ущерба на сумму 120 млн. руб. Однако к концу процесса претензии уменьшились до 4 млн.

О компании: С самого основания компания строила дороги в Сочи. Выручка в 2013 году составила 2,1 млрд руб., чистый убыток — 760 млн. По данным ЕГРЮЛ, контрольный пакет  «Тоннельного отряда-44» сейчас принадлежит компании «Трансстрой» Олега Дерипаски, которая была генподрядчиком реконструкции Курортного проспекта.

фото ТАСС/ Артур Лебедев

фото ТАСС/ Артур Лебедев

Инвестиционная компания «Мега-групп»

Объект: Центр волейбола «Санкт-Петербург» (Казань)

Стройка: Универсиада-2013

Бывший гендиректор: Андрей Карамышев

Проблема: В 2013 году компания была признана банкротом.

История вопроса: Центр волейбола «Санкт-Петербург» площадью 13670 кв. м и вместимостью 5166 зрителей построен между Школой полиции МВД Республики Татарстан и жилым комплексом «Солнечный город». Небольшая казанская компания «Мега-групп» была генподрядчиком строительства «Солнечного города» — ей достался и подряд на возведение волейбольного центра стоимостью 790 млн руб. Стадион был сдан в 2010 году, во время работ один из строителей упал с 12-метровой высоты и разбился насмерть.

О компании: Выручка «Мега-групп» в 2012 году составила 980 млн. руб. Незадолго до введения процедуры наблюдения «Мега-групп» переуступила часть своих контрактов близкому Андрею Карамышеву ООО «Стройарсенал».

05RIAN_00838491.HR.ru

фото РИА Новости

ОАО «КДБ» («КубаньДорБлагоустройство»)

Объекты: дороги в Имеретинской низменности (Сочи)

Стройка: Олимпиада-2014

Бывший генеральный директор и совладелец: Александр Слюсарь

Проблема: На предприятии введена процедура банкротства, после того как компания не смогла удовлетворить требования одного из кредиторов (ЗАО «Агротехсервис-инвест» на сумму всего около 9 млн руб.).

История вопроса:  Строительством дорог для Олимпиады компания занималась больше четырех лет. В результате вместо прибыли 40-50 млн (средний показатель за прошлые годы) в 2013 году она получила убыток в 1,6 млрд. Компания объясняла этот провал огромным количеством расходов, которые отказывался компенсировать заказчик.

О компании: «КДБ», которое базируется в Краснодаре и занимается строительством дорог, мостов, а также производит тротуарную плитку, бордюры и асфальтобетон, существует с 1937 года. Выручка компании снизилась с 4,5 млрд руб. в 2012 году до 2,7 млрд в 2013-м.

фото РИА Новости

фото РИА Новости

Тоннельдорстрой (Сочи)

Объекты: Дорога — обход города Сочимост через реку Сочи, две транспортные развязки, пять тоннелей для дублера Курортного проспекта

Стройка: Олимпиада-2014

Бывший владелец: Юрий Мордвинков

Проблема: После окончания олимпийских строек компания задолжала кредиторам более 3,7 млрд руб. и в 2014 году обанкротилась.

История вопроса: «Тоннельдорстрой» строит дороги в Сочи с 1979 года, однако именно приближение Олимпиады стало для компании роковым. В 2012 году на предприятии начались невыплаты зарплат. В конце 2013 года основатель и крупнейший владелец Юрий Мордвинков и его партнеры продали свое детище «Тоннельдорстрой».  Новый владелец «Кубанская финансовая компания» (КФК) не смогла исправить положение. Рабочие «Тоннельдорстроя» в открытом письме президенту пожаловались на невыплату зарплат. В 2014-м строитель олимпийских дорог был признан банкротом.

О компании: Юрий Мордвинков — заслуженный строитель России. Годовой оборот «Тоннельдорстроя» превышал 7 млрд руб. В 2011 году в компании работало больше 5500 человек.

фото ТАСС/ Артур Лебедев

фото ТАСС/ Артур Лебедев

Ирина Грузинова

Оригинал материала: "Forbes"