20 регионов страны пребывают в состоянии фактического дефолта, а в 47 субъектах долги превысили половину годового дохода  

Печать денежных купюр на фабрике ФГУП "Гознак" в ПермиСуммарный объем государственного долга всех субъектов РФ увеличился в прошлом году на 20% и на данный момент превышает 2 трлн. рублей. К этому привела политика наращивания социальных расходов на фоне стагнации экономики, отмечается в исследовании Высшей школы экономики. По данным его авторов, в 2009–2014 годах доля финансирования социальных статей региональных бюджетов увеличилась с 49 до 62%.

В итоге, как выяснили эксперты ВШЭ, в 47 регионах долг превысил половину доходов. Пониженную долю соцрасходов (менее 50%) сохранили только самые богатые субъекты РФ – Москва, Сахалин, Тюменская область, Ямало-Ненецкий округ. Максимальные параметры соцрасходов (до 70%) зафиксированы в высокодотационных бюджетах кавказских республик и в Ульяновской области, где год назад они составляли 49%.

По уровню долговой нагрузки, дефициту, бюджетной обеспеченности, дотационности и доле коммерческих кредитов в задолженности регионы можно разделить на пять групп. Это: «богатые» – нефтедобывающие и федеральные города (таковых – 9); «более ответственные» – с относительно низким долгом (12); «середняки» – с большим долгом и бюджетным дефицитом (33); «высокодотационные» – экономически слаборазвитые, с высокой долей федеральных трансфертов (9); «в состоянии дефолта» (20).

«Хотя в России дефолт регионов по политическим причинам невозможен, характеристики регионов этой группы ему соответствуют», – говорит один из авторов исследования Наталья Зубаревич.

Сюда относятся прежде всего Удмуртия и Амурская область с дефицитом более 20% при долге, превышающем 80% доходов, Костромская, Смоленская области, Мордовия с долгом более 100% доходов и Чукотка с долгом в 125%.

По оценке аналитиков ВШЭ, федеральная помощь регионам не нацелена на смягчение бюджетного дефицита, она отражает геополитические приоритеты центральной власти: в расчете на одного жителя трансферты максимальны для Дальнего Востока, Кавказа и новообретенного Крыма. В 2015 году правительством предусмотрено сокращение трансфертов регионам на 9% (на 145 млрд. рублей), которое, как предупреждает Счетная палата, приведет к росту долгов и расходов на их обслуживание.

shadowПримечательно, что в течение первой половины прошлого года суммарный государственный долг регионов снижался и начал расти только осенью. Основной же скачок произошел в декабре, когда субъекты РФ привлекли заимствований больше запланированного, опасаясь повышения ставок по кредитам. Самый существенный рост госдолга в 2014-м зафиксирован в Пермском крае – в 23 раза, в Иркутской области – в 3,7 раза и в Магаданской области – в 2,5 раза. Лидерами по снижению размеров госдолга стали Сахалинская область, полностью погасившая свою задолженность, и Тюменская область с Санкт-Петербургом.

Ко всему прочему, в прошлом году заметно выросла доля кредитов, полученных субъектами РФ: с 38 до 43% увеличились заимствования от кредитных организаций и с 29 до 31% – бюджетные кредиты.

В 2014-м местные власти принялись урезать соцрасходы, которые до этого стабильно росли: девять регионов сократили расходы на образование, восемь – на социальную политику, два (Мордовия и Чукотский АО) – на здравоохранение. По словам Натальи Зубаревич, проблема «социального секвестра» стоит сейчас не только перед двадцаткой «дефолтных» регионов: девяти «богатым» также придется снижать свою планку душевых социальных расходов, на что население может отреагировать острее, чем жители бедных территорий. «Терять всегда больнее, чем не иметь», – говорит эксперт.

«Все это здорово напоминает ситуацию с потребительским поведением россиян в 2008–2009 годах, – отметил в комментарии для «НИ» директор Института социальной политики и социальных экономических программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. – Люди тогда набрали кредитов, рассчитывая, что цены на нефть и, соответственно, доходы будут расти бесконечно и без ограничений. Такова же и политика регионального развития, которая сводилась к валовому наращиванию социальных расходов. А ведь можно было их рационализировать, выяснить, какие направления действительно эффективны, а от каких лучше отказаться».

Неумение стратегически планировать, просчитывать риски – вот глобальная беда наших регионов, считает собеседник «НИ».

Георгий Степанов

Оригинал материала: «Новые известия»

Информационное агентство «Политсовет», 20.05.15, «Госдолг Свердловской области вновь скрывают»

Министерство финансов Свердловской области в мае вновь не опубликовало информацию о состоянии государственного долга региона. Судя по всему, узнать о величине долга удастся только через два месяца.

Раньше Минфин публиковал информацию о величине долга ежемесячно, однако когда долг превысил отметку в 50 миллиардов рублей, власти начали скрывать эту цифру. Так, в марте эта информация уже не публиковалась.

В апреле, когда госдолг немного снизился, министерство вывесило на своем сайте данные о величине долга, пояснив, что может публиковать эти цифры раз в квартал, а не раз в месяц.

Судя по тому, что в мае Минфин вновь не опубликовал информацию о величине госдолга, хороших новостей в этой сфере ждать не приходится — точные цифры можно будет узнать только в середине июля, по истечении второго квартала. Предельный потолок госдолга установлен на уровне 100 миллиардов рублей.

Тема госдолга часто используется оппонентами областной власти как показатель неэффективности работы губернатора Евгения Куйвашева и его команды. Губернатора обвиняют в том, что при нем долг и дефицит бюджета выросли в несколько раз, причем зачастую чиновники тратят бюджет на довольно сомнительные расходы — например, только в этом году треть миллиарда будет потрачена на пиар областных властей.

Информационное агентство «СаратовИнформ», 18.05.15, «Ольга Алимова: Помощь регионам не планируется и не обсуждается»

Сегодня в Саратове прошла пресс-конференция депутата Госдумы от КПРФ Ольги Алимовой. Коммунистка коснулась в разговоре темы поддержки малого бизнеса.

Так, по мнению Алимовой, в России поддержки малого и среднего бизнеса не планируется. «Помощь регионам там не обсуждается, ситуация такова, что в законодательстве не планируется принимать каких-то серьезных послаблений в налоговом плане», — уточнила Алимова.

«Помощь регионам в целом не планируется и не обсуждается. Даже если простить регионам долги, они сразу же вырастут до тех же значений. Поэтому вряд ли — регионы должны более 2 трлн рублей. И они вырастут. Губернатора в этом плане я не порадую, хороших новостей нет», — уточнила Алимова.

Кроме того, депутат рассказала о законопроекте об экономической амнистии, который приняли в Госдуме в первом чтении. По словам коммуниста, цель — декларация имущества и вкладов. Но практического эффекта от закона Алимова не видит.