Союз журналистов России обратился в АП с просьбой предотвратить выселение организации из зданий на Зубовском и Никитском бульварах в Москве, обвинив власти в необоснованных проверках

1409836536Союз журналистов России (СЖР) обратился в администрацию президента с просьбой предотвратить выселение организации из зданий на Зубовском и Никитском бульварах в Москве. По заверению СЖР (копия обращения есть у редакции), союз постоянно подвергается предвзятым необоснованным проверкам, в результате которых он может лишиться помещений. Также союз упрекнул Министерство связи и массовых коммуникаций в игнорировании предложений по совершенствованию медиаотрасли.

Арендаторы в штате Союза журналистов России

СЖР размещается в двух зданиях в центре Москвы — на Зубовском (в здании МИА «Россия сегодня») и на Никитском бульварах (Центральный дом журналиста). Оба здания принадлежат Росимуществу и отданы союзу в бессрочное безвозмездное пользование. Как рассказали «Известиям» в СЖР, в Доме журналиста и помещении на Зубовском бульваре за пару последних месяцев успели побывать представители Росимущества, прокуратуры и отдела МВД по борьбе с экономическими преступлениями.

«Мы уже неоднократно ставили вопрос о необходимости ликвидировать ненормальное положение с собственностью на помещения, занимаемые союзом, — говорится в письме, адресованном руководителю администрации президента Сергею Иванову. — Мы их занимаем в здании, построенном в том числе и на средства бывшего Союза журналистов СССР, у нас есть документы, согласно которым нам было выделено 5 тыс. кв. м — значительно больше, нежели мы сегодня занимаем. Еще в самом начале 1990-х был подписан президентский Указ о передаче в собственность творческим союзам занимаемых ими помещений; указ не отменен, но и не выполнен, саботирующие его чиновники не наказаны. В результате СЖР постоянно подвергается произвольно назначаемым, пристрастным и недобросовестным проверкам, находится под неотменяемой угрозой «уплотнения», а то и выселения вообще; убедительно просим Вас вмешаться и положить конец этой затянувшейся истории».

В руководстве СЖР говорят о том, что Росимущество пришло к выводу, что штат организации занимает слишком много места. Председатель союза Всеволод Богданов заявил «Известиям», что надзорные органы хотят вменить СЖР в вину использование помещений не по назначению. В Доме журналиста кроме самого СЖР есть постояльцы — ресторан «Домжур», турфирма и редакция «Ежедневного журнала» (с марта ej.ru заблокирован Роскомнадзором за экстремизм).

В Росимуществе «Известиям» подтвердили, что в мае-июне этого года территориальное управление агентства по Москве проверяло, как Союз журналистов использует федеральную недвижимость. В ходе проверки обнаружили нарушения. По данным агентства, СЖР сдавал помещения в аренду сторонним организациям без правовых оснований, проводил несогласованные перепланировки.

Также у Союза отсутствовало охранное обязательство на объект культурного наследия, сообщают в агентстве по управлению госимуществом. Дом журналиста — объект культурного наследия регионального значения. Он был построен в XVIII веке и принадлежал знатным российским семьям. Последние частные владельцы особняка отдали большую часть здания под Дом печати, позже он стал Домом журналистов. В стенах Домжура выступали Александр Блок, Владимир Маяковский, Сергей Есенин и другие поэты.

— По результатам проверки в адрес Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений. Кроме того, материалы по выявленным нарушениям направлены в прокуратуру города Москвы для принятия мер прокурорского реагирования, — сообщили в пресс-службе Росимущества.

Секретарь СЖР Александр Копейка рассказал «Известиям», что сдавать помещения в аренду союзу необходимо, поскольку организация не получает каких-либо дотаций, а арендная плата — это единственный источник дохода. Но формально союз не может сдать помещения в аренду, поскольку они принадлежат Росимуществу и предоставлены СЖР в бессрочное безвозмездное пользование. Сотрудники фактических арендаторов оформлены в штат СЖР, а арендаторы имеют рекламные договоры — судя по всему, через них и перечисляются арендные платежи.

— Если у нас и работают какие-то люди, то они оформлены как штатные сотрудники, они выполняют наши поручения, мы за это платим им зарплату. Это просто наши партнеры, они ничего нам не отчисляют, а если и отчисляют, то за проделанную нами для них работу. У нас есть сайт, мы размещаем на нем рекламу, оказываем информационные услуги, — сказал Копейка.

Для нормальной работы, отмечает Копейка, СЖР должен оформить помещения в собственность либо заключить с Росимуществом срочный договор аренды (организация надеется на символическую плату). Отсутствие правовых оснований приносит проблемы и у арендаторам: недавно истек срок лицензии ресторана «Домжур» на продажу спиртного, а новую получить не удается, поскольку разрешение выдается только собственникам помещений или организациям, арендующим помещение на конкретный срок. Сейчас ресторан «практически не действует», говорит Копейка.

Целевое использование помещений, как правило, оговаривается в договоре, заключенном между организацией и Росимуществом, поясняет партнер адвокатского бюро DS Law Наталья Рясина. Собственник имеет право ограничить пользование какими-то рамками, в частности, целевым использованием. Однако организации, размещающиеся в зданиях на условии бессрочного безвозмездного пользования, зачастую сдают помещения в аренду, подменяя договоры аренды другими видами соглашений, продолжает она. Чаще всего такие схемы используют вузы.

— Если удается доказать, что платежи, которые взимает организация, действительно были и что они в сущности являются арендной платой, то можно доказать нецелевое использование помещений и, соответственно, выселить организацию, — отмечает Рясина.

В Союзе журналистов не отрицают, что в договоре с Росимуществом оговаривается использование зданий для уставной деятельности СЖР. Александр Копейка поясняет, что работа ресторана или турфирмы на территории Центрального дома журналиста не противоречит уставу.

— Что такое Дом журналиста, что такое Дом писателя или архитектора? Во всех этих домах есть рестораны. Было бы смешно, если бы Дом журналиста не имел своего заведения. Это абсолютно естественно. Ресторан всю жизнь существовал, никого это не смущало, — говорит секретарь СЖР.

Вместо «журналистской деревни» — жилой комплекс

Всеволод Богданов усматривает причину интереса к имуществу СЖР в том, что организация, не получая господдержки, продолжает существовать и организовывает десятки мероприятий. По словам Богданова, Союз журналистов поддерживает семьи погибших корреспондентов, в том числе и финансово, организует форумы и круглые столы по проблемам журналистики. После убийств российских журналистов на Украине СЖР со стороны России подписал меморандум о ненасилии над журналистами под патронажем ОБСЕ (со стороны Украины его подписали Национальный союз журналистов Украины и Независимый медиапрофсоюз Украины). Все мероприятия организовываются СЖР за свой счет, подчеркнул Богданов. Кто конкретно может быть заинтересован в выселении союза из занимаемых им помещений, глава СЖР не поясняет.

Главный редактор газеты «Московский комсомолец» и глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев рассказал «Известиям», что в свое время СЖР «сделал всё для того, чтобы отобрать у Союза журналистов Москвы все помещения».

— Им это удалось. Причем они это сделали за спиной у нас. Дом журналистов на Никитском бульваре раньше являлся нашей совместной собственностью, мы владели им пополам. Сейчас мы имеем там около 10%, но это не имеет значения, поскольку сейчас у нас есть свои небольшие помещения, и мы этим удовлетворены, — сказал Гусев.

Помимо не оформленных в собственность помещений на Зубовском и Никитском бульварах СЖР принадлежит 16 га земли в подмосковной деревне Елино. С 1960-х годов на этой территории располагается дом творчества «Елино». До середины 2000-х земля и дом отдыха так же, как и столичные помещения, в которых располагается СЖР, находились у союза в безвозмездном пользовании. В 2007 году СЖР стал собственником этой земли. Богданов заявлял, что оформление участка в собственность обошлось в $350 тыс. На участке планировалось воздвигнуть «Журналистскую деревню»: дом ветеранов прессы, учебный, выставочный и развлекательный центры, гостиницу, коттеджи, многоэтажные жилые дома и развлекательный комплекс.

Однако планы поменялись. СЖР продал часть земли группе компаний СУ-155, которая строит на ней жилищный комплекс (параметры сделки не раскрываются). Для журналистов же обещают построить «Приют журналиста» — восьмиэтажное здание, в котором будет располагаться и гостиница, и помещение для мероприятий.

В Минкомсвязи не признают Союз журналистов России

В письме в администрацию президента СЖР также пожаловался на то, что Минкомсвязи игнорирует его предложения по совершенствованию отрасли. В обращении говорится о том, что в публичных выступлениях замглавы ведомства Алексей Волин постоянно подчеркивает, что не желает сотрудничать с СЖР.

— Мы не раз высылали в министерство свои предложения, в частности резолюцию, утвержденную на Х съезде журналистов. Там были конкретные предложения. Например, разработать профстандарты для всех работников СМИ, разработать типовые нормы бесплатной выдачи работникам СМИ в горячих точках специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты применительно к требованиям ст. 221 Трудового кодекса РФ и специфике деятельности журналистов, — поясняет Копейка.

Министерству также предлагалось поучаствовать в составлении отраслевого соглашения, в котором будут содержаться нормы социальной защиты работников СМИ. Ответа из Минкомсвязи не последовало.

Замминистра Алексей Волин пояснил «Известиям», что не готов вести диалог с СЖР, поскольку неясно, чьи интересы представляет объединение.

— Региональные журналисты обращаются к нам или напрямую, или через Гильдию издателей периодической печати, или через экспертный совет по региональным СМИ, или через Альянс руководителей региональных СМИ. Все эти организации представляют конкретные СМИ. Я не понимаю, кого представляет Союз журналистов России. Я с ними не готов разговаривать, — заявил Волин.

По словам Волина, трагедии в том, что СЖР останется без помещений, как и в том, что его не станет вовсе, он не видит. На это в Союзе журналистов заявляют, что представительства организации есть почти во всех регионах России и что, по приблизительным подсчетам, членами СЖР являются около 100 тыс. человек.

Глава Союза журналистов Москвы Павел Гусев считает, что СЖР давно далек от актуальных проблем журналистики и медиарынка. На предыдущем съезде СЖР Гусев предлагал заменить состав руководства союза на более молодой и авторитетный.

— На мой взгляд, Союз журналистов России в целом устарел. И руководитель, и ряд секретарей не являются действующими журналистами, они отошли от насущных проблем, — полагает Гусев.

  Светлана Поворазнюк, Тарас Подрез

 

Оригинал материала: "Известия"