Скандал с инициированным Госдумой  запретом на продажу пива в пластиковой упаковке приобрел политический оттенок

pivoПо оценке президента ЗАО МПБК «Очаково» Алексея Кочетова , при введении  внутренних санкций на пластик  пивовары и производители безалкогольной продукции  практически будут поставлены на колени перед  Украиной  и  странами ЕС, которые импортируют в Россию стеклянные бутылки.  «В настоящее время 60 процентов  производимого в России пива выпускается в пластиковых упаковках, а есть заводы, которые полностью работают с полиэтиленовой (ПЭТ) тарой.

Если реализовать запретительную думскую  инициативу, то пивной отрасли потребуется дополнительно  около 17 миллиардов  стеклянных бутылок на замену пластиковых. Но отечественные стеклодувные заводы не в состоянии обеспечить потребности пивобезалкогольных предприятий даже  с учетом широкого использования ими пластиковой тары.  Поэтому  уже сегодня мы вынуждены закупать недостающие объемы стеклопосуды  на Украине и  в Польше. А при отказе от отечественной ПЭТ-тары мы полностью впадем в зависимость от Украины и ЕС.   Фактически, если запретить ПЭТ, отрасль просто рухнет», — уверен Кочетов.

Кстати, по сообщениям блогосферы, на Украине пивная тара уже давно стала символом  распознавания  своих и чужих. Так, ополченцы в Донбассе после боев с Нацгвардией утоляют жажду пивом в пластиковых бутылях. А вот их противники из «Правого сектора», напротив, снабжаются исключительно баночным пивом  из алюминия.

«Мировым лидером алюминщиков является американский  металлургический гигант «Алкоа», — разъясняет экономист, президент компании НЕОКОН Михаил Хазин. —   Так что запрет на отечественную ПЭТ-упаковку для пива  прямиком приведет к созданию хоть и косвенных, но осязаемых преференций для  американской корпорации. Очень, знаете ли, своеобразный ответ на режим санкций, введенный  США. А как же, спрашивается, наш патриотизм, не говоря уже о вышеназванных потерях для отечественных производящих отраслей, проблем для предпринимательского сообщества и занятости населения?». Текст Михаила Хазина на эту тему, подготовленный для одного из либеральных отечественных изданий, на днях был внезапно снят с полосы перед подписанием номера. Отказ в публикации в издании объяснили вмешательством алюминиевого лобби – того самого, которое завязано на партнерских связях с упомянутым американским концерном. Это означает, что интрига вокруг запрета на ПЭТ-тару может иметь  вполне определенные истоки. В такой ситуации вопрос из экономической плоскости, похоже, перетекает в сферу высокой политики. Впрочем, кто бы сомневался: ведь еще классик учил, что политика – это сконцентрированная экономика…

Между тем, в связи с запретительной инициативой Госдумы российские пивовары, представители химпрома, занимающиеся производством полимерных материалов для упаковки напитков, а также предприятия упаковочной индустрии обратились с письмом к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, в котором призывают остановить принятие поспешного запрета и провести консультации со всеми участниками рынка «с целью принятия реальных мер, которые действительно помогут снижению алкоголизации населения».

По словам  президента правления Национального союза производителей пива и напитков Елены Цветковой,   законопроект о запрете продажи пива в ПЭТ-таре первым делом ударит по региональным предприятиям, у которых нет достаточного количества ресурсов при возможных изменениях. По ее оценкам, линия по розливу пива в ПЭТ (6 тысяч бутылок в час) стоит около 1 миллиона долларов, по розливу в банки — уже два миллиона долларов. «А вот в стекло — значительно больше, потому что это намного более энергоемкий процесс», — отмечает Цветкова.

Бьет тревогу и директор НП «Ассоциация производителей и переработчиков полиэтилентерефталата» (АРПЭТ) Николай Жир. По его данным, запретительные меры ударят не только по пивоваренной отрасли, но и по ПЭТ- индустрии, которая представлена в РФ 70 предприятиями,  многие из которых находятся в регионах со сложной социально-экономической ситуацией. Также, по его словам, запрет коснется не только производителей, но и обычного потребителя, так как производители захотят компенсировать свои убытки.

О том, что запрет на ПЭТ-тару для пива приведет не к снижению его потребления, а к росту цен  как на пиво, так и, например, на молоко, предупреждает и уже упомянутый выше экономист Михаил Хазин. «В то, что производители пластиковых бутылок в новых условиях могут попытаться поднять цену на свою упаковку для молока и воды, охотно верится. Более того: это закономерный и ожидаемый прием защиты отрасли. А это значит, что в результате могут подорожать и пластиковая минералка, и пластиковое молоко. Что такое рост цен на молоко в сегодняшней ситуации? Верный путь к социальной дестабилизации, росту протестных настроений», — полагает экономист. Также, по его мнению,  озабоченность вызывает односторонний характер нынешних попыток давления на пивоваренную отрасль.  «Открыв фронт борьбы с пивом в пластиковой таре и при этом не трогая тот же напиток в стекле и алюминиевых банках, инициаторы запрета действуют по принципу известной шутливой песни про то, что «губит людей не пиво – губит людей вода». Ведь на поверку выходит, что заявляя о намерении ограничить потребление пива, сторонники таких санкций борются вовсе не с пивом, а с определенным видом упаковки, что является дискриминационным подходом к регулированию рынка. Судя по их позиции, получается, что «губит людей не пиво», но пластик. Однако  научных данных о вредном влиянии ПЭТ-упаковки на здоровье потребителей, похоже, не существует. В противном случае Роспотребнадзор наверняка уже давно добился бы обоснованного запрета на розлив в пластиковые бутыли не только пива, но и вообще всех продуктовых жидкостей. Но ни о таком запрете, ни хотя бы о его попытках ничего не слышно», — подчеркивает Хазин.

Андрей КАЛИНИН.