Цензура по-кузбасски: блоггера «Комментатор» судят за обвинение губернатора Тулеева в причастности к рейдерским захватам

4 августа с.г. Следственным управлением Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Кемеровской области возбуждено в отношении commentator40@lj (Александра Сорокина) уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 129 УК РФ. Статья 129 – это клевета. Основанием стало заявление кемеровского губернатора Аман-Гельды Молдагазыевича Тулеева начальнику ГУВД по Кемеровской области А.Н.Елину. Тулеев недоволен записью в моём блоге от 16 июля с.г. «Латиноамериканщина по-российски…», а именно тем фрагментом этой записи, где речь идёт о его возможной причастности к ряду, скажем так, сомнительных сюжетов и деяний, имевших место на территории области в период его губернаторства. На мой взгляд, можно предполагать, что в некоторых из этих сюжетов при проведении надлежащего расследования обнаружится криминальная составляющая. Судя по тексту упомянутого заявления Тулеева, он не допускает ни малейшей возможности своей причастности ни к чему подобному. И полагает, что запись в блоге – распространение клеветнических сведений.

Пока что события развиваются следующим образом. Ещё до возбуждения дела (с 19 июля) началась кампания в региональных СМИ и на сетевых ресурсах (по большей части анонимных) с целью объяснить народу, какой я мерзкий аморальный тип, как упорно я хочу отобрать чуть ли не последние гроши у всех 800 тысяч кузбасских льготников и пенсионеров, какой я бездарный и жизнью обиженный, но одновременно кому-то продавшийся и кем-то науськиваемый на благородного кемеровского губернатора и т.п. Я об этом несколько раз упоминал в своём блоге на протяжении последних недель, анализировал анонимную активность и схемы её организации (в частности, здесь), высказывал предположения о вероятном происхождение пакостливых наездов, так что не стану повторяться. Всё это продолжается доныне, отлавливать анонимов, как вы понимаете, затруднительно, а организовать защиту от этого с помощью правовых инструментов в сложившейся сейчас вокруг меня обстановке нереально. Возможно, время для этого ещё придёт.

26 июля мне пришлось явиться по повестке к дознавателю УВД по г. Кемерово. Дама искренне недоумевала и возмущалась: какой-то писака посмел написать ТАКОЕ про самого губернатора! Ну, сами понимаете, что это было за дознание. Потом бумаги (их уже довольно много, включая добросовестные скриншоты из моего блога, лингвистическое заключение некоего срочно мобилизованного обладминистрацией кандидата филологических наук и т.п.) неведомыми мне путями перекочевали в пресловутое Следственное управление.

6 июля к моему порогу нежданно-негаданно явился следователь в сопровождении двух оперов из УВД, мобилизовал в качестве понятых двух моих пожилых соседок, отыскал адвоката (что было не очень быстро и просто, поскольку дело происходило в пятницу к концу рабочего дня). Мне были предъявлены постановление о возбуждении уголовного дела и судебное постановление о разрешении проведения обыска в моём жилище. В качестве возможного орудия преступления изъяли системный блок (кажется, так этот ящик называется) моего компьютера. Намереваются теперь делать экспертизу того, что в его памяти содержится. Больше ничего не забрали, ограничились осмотром.

Вообще-то механизм возбуждения дела по подобному заявлению частного лица (каковым в данном случае является Тулеев) должен быть несколько иной – через суд. Отчего дело возбуждено иным от общепринятого порядком и насколько это законно – предстоит ещё уточнить вместе с юристами. Но пока что побывал я вчера на первом допросе. Чего-то там мы со следователем при участии адвоката наваяли на много страниц. Но исследуемые вопросы – пока общего характера. По конкретному содержанию и обоснованию тех мнений и предположений, которые я высказал в записи, обидевшей губернатора, ещё предстоят долгие разговоры с привлечением необходимых документов. Я объяснил следователю, что документы и аргументы по каждой из семи позиций, которые губернатор в моём тексте счёл клеветническими, готов предоставить, но физически не в состоянии подготовить всю эту прорву бумаг в один момент. Особенно с учётом технических сложностей, порождённых изъятием у меня компьютера. Но постепенно и последовательно это можно сделать. На том пока и расстались. Начало общения со следствием более или менее корректное и конструктивное. Не знаю, как дальше будет.

Сами понимаете, сколько потребуется бумажной возни. Будь я лет на двадцать помоложе, я, возможно, с превеликим пылом бросился бы в пучины обличительной деятельности. Но сейчас, по правде сказать, предпочёл бы без столь героической, однако весьма трудоёмкой работы обойтись. Попробовал связаться с Сергеем Черемновым, достаточно влиятельным человеком, который в обладминистрации руководит сферой отношений со СМИ. Я не оголтелый революционер и ниспровергатель, со мной вполне можно договариваться и находить компромиссы. Сергей Иванович передал через секретаршу, что уделить мне время для личной встречи отказывается. Из этого, насколько я понимаю, следует, что цель начатой войнушки – не уменьшение числа и остроты критических материалов о деятельности губернатора (их теперь в моём блоге поневоле станет больше, да и кое-какие другие ресурсы, надо думать, не останутся к данному сюжету равнодушными), а изничтожение «клеветника». Оппоненты на компромисс идти не желают и намерены биться с супротивником до полной победы. Они убеждены, что победа непременно будет за ними. Ну, посмотрим…

Поскольку иных вариантов действий у меня не остаётся, в ближайшее время я вынужден буду предъявлять следствию обоснования. Полагаю, что они будут достаточно убедительными, подкреплёнными документально и губернатора не порадуют. Ко многим сомнительным эпизодам прошлых лет, о которых публика успела подзабыть, придётся вернуться, извлечь их на поверхность и чётко зафиксировать, каким именно образом к ним причастен г-н Тулеев. Думаю, что если не по всем, то по крайней мере по двум-трём из этих эпизодов я попытаюсь доказать реальную возможность возбуждения уголовных дел. И, если срок давности не вышел, быть может, попытаюсь дела инициировать.

Интересно, что, хотя речь следователь пока ведёт исключительно о записи в моём собственном ЖЖ, спусковым крючком для ярости оппонентов был, судя по всему, перепост этой записи в блоге «Эха Москвы», то есть на ресурсе гораздо более влиятельном. Если уж вести речь о распространении того, что Тулеев назначил «клеветой», то, казалось бы, публикация в блоге «Эха» должна быть более серьёзным объектом для претензий, чем запись в маленьком провинциальном бложике. Сам я там ничего размещать не могу, перепосты делают эховские редакторы по своему выбору, поэтому любые претензии к записи в блоге «Эха» были бы претензиями не только ко мне, как автору, но и к «Эху». Однако с ним губернатор, судя по всему, связываться не желает или попросту не рискует. Одно дело, когда изрядная юридическая команда обладминистрации отважно воюет с ничем и никем не защищенным блогером, другое дело – когда рискует напороться на не менее мощную команду юристов и влиятельный медийный рупор.

Тех, кого развитие начавшейся истории с уголовным делом интересует, я постараюсь держать в курсе событий через этот журнал. Кроме того, я предполагаю выкладывать те материалы, которые в обоснование своей позиции буду готовить для следователя. Чтобы не забивать здешнее пространство длинными документальными выкладками, создаётся специальный ЖЖ tuleev_10000162. Это – номер возбуждённого в отношении меня уголовного дела. В ближайшее время там начнут появляться выкладки, а здесь я буду давать на них ссылки.

Вот так пока что. Буду рад любой поддержке, а особенно – подсказкам людей, юридически подкованных…

Оригинал материала: «lj.rossia.org»

«Захват.ру» , 23.09.11., Цензура по-кузбасски: блоггера судят за обвинение губернатора Тулеева в причастности к рейдерским захватам

По данным следствия, в августе 2010 года Сорокин разместил в своем блоге в «Живом журнале» пост под названием «Латиноамериканщина по-российски…», содержащий, как считает обвинение, заведомо ложную информацию о том, что губернатор Тулеев причастен к операциям с рейдерским захватом крупной собственности на территории Кузбасса. Согласно данным лингвистической экспертизы, проведенной в ходе следствия, текст является негативным и в нем присутствуют скрытые утверждения, порочащие честь и достоинство губернатора.

Обвинение Сорокину предъявлено по части 2 статьи 129 УК РФ (клевета), санкция которой предусматривает до шести месяцев ареста.

По словам представителя суда, первое заседание по делу должно было состояться еще 9 сентября, но было перенесено из-за неявки обвиняемого.

Сам Сорокин заявил РИА Новости, что не совершил ничего противозаконного, а всего лишь высказал свое мнение, на что имеет право, как и любой другой человек.

«То, что я высказал в блоге, эти 20 строчек — это мнение и суждение, на которое любой человек имеет право. В Госдуме обсуждаются поправки, и статья “клевета” исчезнет из законодательства и, возможно, это будет последний уголовный процесс в истории о клевете», — сказал Сорокин, добавив, что «сдаваться не собирается».

Представитель Тулеева в суде Алексей Синицын в свою очередь сообщил РИА Новости, что потерпевшая сторона «не считает записи в блоге Сорокина простыми рассуждениями».

«Мы полагаем, что это никакое не оценочное суждение. Эти сообщения, которые он сделал в своем блоге, звучат как утверждение о фактах, которые имели место в действительности», — пояснил собеседник агентства.

Он также добавил, что представители губернатора «полагают, что таким образом Сорокин пытался привлечь внимание к своему блогу». По словам Синицына, сторона потерпевшего будет и далее реагировать «на подобные способы дешевой популяризации своих ресурсов».