Вместо экономически целесообразного перемещения пункта налива нефти с Уяра в Мегет, сокращающего транспортное плечо на 500 км, ФТС сохранила почти втрое больший тариф по перевалке нефти в Уяре

Правительство Красноярского края прорабатывает вопрос о сохранении на период 2012-2013 годов исключительного тарифа на перевозку сырой нефти со станции Уяр в адрес дальневосточных НПЗ. Об этом говорится в ответе губернатора Красноярского края Льва Кузнецова на запрос депутата Госдумы Василия Усольцева о судьбе работников Уярского нефтетерминала.

Григорий Березкин

Терминал по наливу нефти в железнодорожные цистерны в райцентре Уяр Красноярского края планировалось закрыть в конце 2010 года. После пуска нефтепровода Сковородино-Мохэ поставки нефти в Китай по железной дороге практически прекратились, и терминал стал не нужен. Возможностей государственного нефтетерминала «Мегет» в Иркутской области вполне достаточно для отправки нефти дальневосточным потребителям. О прекращении использования нефтетерминала в Уяре его собственник (группа ЕСН Григория Березкина), а также районные и краевые власти были уведомлены заблаговременно. Но терминал не закрыли. Григорий Березкин при поддержке местных властей сумел убедить федеральные структуры в катастрофических социальных последствиях появления в Уяре 312 безработных, значительную часть которых составляют гастарбайтеры. В итоге вместо экономически целесообразного перемещения пункта налива нефти в цистерны с Уяра в Мегет, сокращающего транспортное плечо на 500 км, Федеральная служба по тарифам сохранила на 2011 год почти втрое больший тариф по перевалке нефти в Уяре. При этом никаких внятных государственных мотивов у ФСТ обнаружить не удалось.

Справка. Уярский нефтерминал был построен в 2006 году за счет средств группы ЕСН для перевалки нефти на железнодорожный вид транспорта. Инвестиции в проект, как признавал сам Григорий Березкин, уже окупились, в том числе за счет завышенной с разрешения ФСТ стоимости перевалки нефти из трубы в железнодорожные цистерны. До конца 2010 году за загрузку в цистерны тонны нефти в Уяре требовали 218 рублей, с начала 2011 года ФСТ понизила стоимость перевалки до 138,7 рублей. В Мегете данная операция обходится в 49,3 рубля.

Позицию ФСТ понять невозможно – почему для частного и давно окупившегося нефтетерминала стоимость перевалки тонны нефти установлена в 2,8 раз выше, чем для терминала, принадлежащего государственной компании? Таким образом на необъяснимом решении сохранить перевалку в Уяре только за 2011 год «Транснефть» потеряла более 1,5 миллиардов рублей за счет снижения плеча транспортировки нефти. Убытки от работы Уяра компании даже пришлось учесть в своих тарифах на перекачку нефти на 2011 год.

Гигантские убытки компаний, принадлежащих государству от продолжения работы Уярского нефтетерминала, оборотной стороной имеют прибыль группы компаний ЕСН Григория Березкина, которая оценивается в два миллиарда рублей в год. Фактически, государственные чиновники из ФСТ и красноярский губернатор в конце прошлого года действовали в интересах группы ЕСН и в ущерб федеральному бюджету. В письме о перспективах Уяра Лев Кузнецов уже открыто лоббирует интересы коммерсанта Березкина, сообщая при этом о планируемом в будущем строительстве НПЗ на базе уярского терминала, где и будут трудоустроены его работники. Разговоры о строительстве НПЗ стоимостью порядка миллиарда долларов идут давно, но дальше слов дело не движется.

По мнению эксперта Дмитрия Парфенова, НПЗ здесь никогда не будет построен: «Строительство завода в Уяре – авантюра. Условия подключения НПЗ к трубе известны – объемы и глубина переработки, строительство отвода к НПЗ, включая узел учета и перекачивающую станцию. Кроме этого необходимо гарантировать объемы сырья от нефтедобытчика не менее 3 млн тонн в год. Все это без крупных и длинных по времени инвестиций выполнить невозможно. Опять же непонятен рынок сбыта, сам по себе ниоткуда он не появится». Ни одна нефтяная компания не подтвердила, что собирается строить НПЗ в Уяре. По словам Дмитрия Парфенова, заявления о строительстве НПЗ не более чем плохо завуалированная попытка получить под этот проект бюджетное финансирование.

Григорий Берёзкин и Елена Берёзкина

«Почему вместо неизбежного трудоустройства нескольких десятков человек, начались фантазии о многомиллиардном проекте строительства НПЗ», — говорит сотрудник Центра исследования региональных проблем Михаил Хартман, «Россия вступила в предвыборную горячку. Отсюда такая нежная, буквально, «миллиардная» забота губернатора о нескольких десятках работников терминала. Если завтра случится давно запланированное закрытие, люди могут выйти на улицу с неправильными плакатами. Рисковать никто не хочет. Но с таким же эффектом под благое дело трудоустройства можно сколотить шайку – чистить граждан в электричках.».

Так или иначе Березкину удалось продлить работу «золотого» терминала до конца этого года. Хотя по сути — тариф в три раза больший означает неэффективность частного бизнеса по сравнению с государственным в три раза! Очевидно, что под видом решения надуманной проблемы Красноярские власти пытаются лоббировать интересы коммерческой фирмы Григория Березкина, заключает Хартман.

Неясно пока, на чем основан интерес в этом финансовом абсурде у руководителя ФСТ Сергея Новикова?

В ближайшие месяцы должен решиться вопрос – будет ли и в 2012 году существовать в бюджете «Транснефти» уярская «черная дыра». В уярский конфликт давно пора вмешаться Минфину. Даже в самом худшем случае появления трех сотен безработных в Уяре с выплатой им пособия по безработице обойдется бюджету в тысячи раз дешевле, чем продолжение странной игры госчиновников и красноярских властей в поддавки с
группой ЕС.

Оригинал материала: Korrossia