"Ноябрьскнефтегаз" обвинили в сверхлимитной добыче нефти в 2001-2005 годах

Прокуратура Ноябрьска начала расследование дела в отношении основной добывающей «дочки» «Газпром нефти» — «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаза» — по факту превышения указанного в лицензионных соглашениях уровня добычи нефти в 2001-2005 годах, т.е. когда «Сибнефтью» владели структуры Романа Абрамовича и его соратников. По данным прокуратуры, общий ущерб от сверхлимитной добычи может превысить 15 млрд руб. Следствие пока не установило конкретных лиц, виновных в этих нарушениях. По закону им грозит лишение свободы на срок до трех лет или штраф от 100 до 500 тыс. руб. Скорее всего компания отделается штрафом, полагают эксперты, такая сумма для нее несущественна. В пресс-службе «Газпром нефти» заявили, что пока юристы компании не получали документов из прокуратуры Ноябрьска: «В нашей компании постоянно проводятся плановые проверки, в ходе которых нарушений выявлено не было. Кроме того, в «Газпром нефти» существует практика уведомления надзирающих органов в случае возможного увеличения добычи нефти». При этом все возможные судебные разбирательства «Газпром нефть» обещает адресовать бывшим владельцам компании.

Как сообщил в минувшую пятницу Интерфаксу помощник прокурора Ноябрьска Евгений Михнов, «сверхлимитная добыча нефти обнаружена в рамках проверок, проведенных ОБЭП УВД Ноябрьска с начала 2006 года на нескольких нефтяных месторождениях». В частности, нарушения выявлены на Ярайненском, Спорышевском, Вынгапуровском и Новогоднем месторождениях. В результате проверок было возбуждено три уголовных дела, которые позже были объединены.

Как говорят геологи, сверхлимитная добыча приводит к нарушению внутрипластового давления и извлечению только первой, легкодоступной нефти, после чего добыча начинает идти скачкообразно, месторождение становится нерентабельным и его освоение останавливается при сохранении внутри пласта более половины изначальных запасов. Поэтому график освоения месторождения разрабатывается таким образом, чтобы при рентабельной добыче сохранять внутрипластовое давление и в итоге получить почти всю извлекаемую нефть.

«Ноябрьскнефтегаз», на долю которого приходится более 70% запасов «»Газпром нефти», ведет добычу более чем на 20 месторождениях в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Крупнейшими из них являются Сугмутское, Суторминское, Вынгапуровское и Спорышевское. Добыча на них началась еще в 1976 году. И уже в советское время наблюдалась сверхнормативная добыча — в частности, в 1989-м был получен максимальный объем добычи нефти — 41,2 млн тонн. Однако сразу после этого последовал резкий спад, в результате которого общая производительность скважин, а следовательно, добыча сократилась почти на 50%. Вплоть до 1995-го добыча в компании продолжала снижаться в среднем на 12-13% в год. С приходом «Сибнефти» в 1996 году добыча «Ноябрьскнефтегаза» стабилизировалась, а с 2000-го и вплоть до 2005 года резко начала расти: на 20,2% — в 2001-м, 27,4% — в 2002-м, 19,37% — в 2003-м и 8,2% — в 2004-м. В прошлом году этот показатель вновь снизился. А в октябре 72% акций компании с падающей добычей купил у Романа Абрамовича и его соратников «Газпром» за 13,7 млрд долл. Так что сейчас именно монополии придется отвечать за возникшие претензии.

Один из бывших сотрудников «Сибнефти» признал, что в прежние годы были случаи, когда бизнес-план компании предусматривал более высокий объем добычи, чем записано в лицензиях. Когда это происходило, рассказывает он, компания представляла в Минприроды соответствующие обоснования, чаще всего объясняя это тем, что вводила новые технологии на месторождениях, которые лицензионные органы по понятным причинам не могли предусмотреть. «Но так как процесс согласования достаточно длительный и сильно забюрократизированный, наша команда провела согласования не по всем месторождениям», — говорит он. При этом после продажи «Сибнефти» из нее ушли практически все топ-менеджеры и менеджеры среднего звена, отвечающие за добычу, поэтому команда «Газпром нефти», видимо, пока не успела продолжить работу по согласованию, предполагает бывший нефтяник.

В прокуратуре пока не называют ни возможных виновников, ни сроков завершения следствия. «Расследование скорее всего будет длительным, поскольку дело это очень сложное по фактуре, пройдут многочисленные экспертизы, проверки, придется допросить много людей, установить лиц, ответственных за какие-то мероприятия, и так далее», — заявил г-н Михнов.

Иван Гордеев

Оригинал материала

«Время Новостей» от 07.08.06