Самым "быстрым" губернатором России считается Аман Тулеев. О скорости его кортежа слагают легенды.

Самым «быстрым» губернатором России народ однозначно признал главу Кемеровской области Амана Тулеева. О скорости, с которой его кортеж передвигается по Кемерову и областным трассам, уже слагают легенды. Он постоянно ездит на «мерседесе» в сопровождении двух машин областного ГИБДД, блокирующих зону вокруг машины «самого». На этих автомобилях установлены номера особой серии «Т… ТТ», в народе их окрестили «Такая машина Только у Тулеева». Есть и еще один вариант — «Транспорт товарища Тулеева».

С тулеевским кортежем связана настоящая человеческая трагедия. 28 мая 2003 года в Кемерове машиной сопровождения губернатора была насмерть сбита 10-летняя Аня Клепикова. Прокуратура установила, что управлявший автомобилем капитан милиции Виталий Воротников следовал со значительным превышением скорости. После долгих проволочек уголовное дело все-таки было возбуждено и даже передано в суд, однако дальнейшая его судьба неизвестна. Судя по всему, историю просто замяли.

Так же, кстати, как и дело губернатора Брянской области Николая Демина. 17 января 2005 года неподалеку от Обнинска внедорожник «тойота», которым управлял сам Демин, сбил женщину. От полученных травм она скончалась. До уголовного преследования главы региона не дошло. Следствие установило, что женщина была виновата сама.

Авария с человеческими жертвами на счету служебного транспорта еще одного губернатора — волгоградского руководителя Николая Максюты. 12 августа 2004 года микроавтобус из его кортежа задавил велосипедиста Сергея Кинжигазиева. Впрочем, как сообщают «Огоньку» водители-корреспонденты, особого ажиотажа на дорогах поездки Николая Максюты не создают. Обычно по городу он передвигается без сопровождения, да и мигалки на крыше авто нет. Его водитель считается одним из лучших шоферов региона — ездит быстро, но аккуратно, с минимальным риском для пассажира и окружающих.

Торжественно передвигается губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. При выезде ее машины перекрывается прилегающая улица. К тому же милиция через громкоговоритель приказывает остановиться и отойти от края дороги всем пешеходам. Вне конкуренции по части помпезности выезда башкирский президент Муртаза Рахимов. В его гараже немало представительских машин, а каждый выезд обставлен в лучших традициях восточного стиля управления.

Начальник Подмосковья Борис Громов также катается не без пафоса. Притчей во языцех стали его визиты на спортивные состязания в Раменском, Чехове, Подольске. В эти часы целые города зачастую просто встают.

Самые экстремальные водители — у северокавказских лидеров. Их колонны буквально летят по трассам, отбрасывая к обочинам попутные машины. Правда, такой способ вождения зачастую диктуется обыкновенными мерами безопасности: по автомобилю, движущемуся со скоростью 150 км/час, непросто попасть из гранатомета, да и фугас точно под ним подорвать сможет далеко не каждый профессиональный сапер. Так спас бронированный лимузин главу Ингушетии Мурада Зязикова во время покушения в 2004 году.

Главы регионов, условно причисляемых к «красному поясу», обычно стараются на дороге не выделяться. Да и ездить они предпочитают, чтобы быть поближе к народу, на простых машинах — «Волгах» или недорогих иномарках. Естественно, «Волги» эти не стандартной конвейерной сборки, а индвидуальной, по спецзаказу, с кожаным салоном, кондиционером и отнюдь не газовским двигателем. Но снаружи-то не видно. Это фирменный почерк губернатора Мордовии Николая Меркушкина, пензенца Василия Бочкарева и оренбуржца Алексея Чернышева.

Любопытно, что губернаторы, пришедшие во власть из крупного бизнеса, стараются быть «как все». «У нас город небольшой, но я вообще не видел нашего президента Вячеслава Штырова на дороге, его не видно! Ничего нигде не перекрывается, никаких пробок из-за него», — пишут из Якутска. Ничего плохо не смогли нам сказать о своем губернаторе Георгии Боосе автолюбители из Калининграда. Жалуются только на многочисленные визиты федеральных чиновников, свита которых почему-то жить не может без перекрытых улиц и автотрасс. То же самое говорят в Твери о Дмитрии Зеленине.

Особо подчеркивают дисциплинированность губернатора Александра Хлопонина жители Красноярского края — его автомобиль даже останавливается на красный свет. Однако по странному стечению обстоятельств именно кортеж Хлопонина регулярно попадает в дорожные неприятности. В августе 2003 года неподалеку от Канска прямо перед губернаторской колонной вынесло на встречную полосу грузовик (тогда выручило мастерство водителей). А незадолго до этого красноярский губернатор и вовсе оказался в курьезной ситуации — его внедорожник столкнулся с «ауди» главы Эвенкии Бориса Золотарева. С Золотаревым, кстати, в свое время произошел на дороге самый, наверное, экзотичный инцидент. Колонну байкеров, которую он возглавлял на собственном мотоцикле, задержали… на турецко-греческой границе. Что именно стало причиной остановки, не сообщалось. После недолгой проволочки байкеры смогли продолжить свой путь. Впрочем, после присоединения Эвенкии к Красноярскому краю о дорожных приключениях Золотарева больше ничего не слышно.

Практически все наши корреспонденты отмечают, что после гибели в автокатастрофе губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова его коллеги вдруг поумерили автомобильный пыл. Многие начали ездить гораздо спокойнее, без рискованных маневров и грубых нарушений ПДД. И все же как хочется верить, что не только трагические случаи могут заставить наши власти жить по законам, которые они же и устанавливают. Ведь все мы едем одной дорогой.

Александр Богомолов

Оригинал материала

«Огонек» от 26.06.06