Владимир Путин, Игорь Сечин и Владимир Якунин отвели опасный нефтепровод от Байкала

Еще вчера представители оппозиционных партий радовались. Яблоко, СПС, КПРФ и прочие наконец-то нашли лозунг, который мог объединить массы. «Спасем Байкал!» — скандировали тысячи людей от Иркутска до Калининграда, от Санкт-Петербурга до Душанбе. Печатались свежие плакаты, в интернете собирали «флэш-мобы», партийные боссы планировали все более масштабные акции… Но президент снова все «испортил». Своим решением он остановил «зарвавшихся нефтяников» и перенес трубопровод подальше от Байкала. Теперь надо искать новые лозунги.

Владимир Путин уже не в первый раз использует такой прием. Еще в 2000 году, на заре своего президентства, он вот так же отнял у коммунистов лозунг «Спасем Ленина!». Тогда всерьез обсуждалась идея сноса Мавзолея и тоже назревали массовые протесты. Но Путин отрезал: «Вопрос не стоит». Чуть позже он отнял у коммунистов еще один лозунг, вернув мелодию советского гимна. Наконец, совсем недавняя история — с монетизацией льгот. Массовые акции протеста год назад закончились после того, как президент отчитал министров и заставил их выплатить больше, чем прежде. Конечно, можно называть это моделью «доброго царя», но работает она безотказно. Возможно, потому, что она правильная?

Андрей Реут

Оригинал материала

«Известия» от 27.04.06

РЕШЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ МАРШРУТА НЕФТЕПРОВОДА МОГ ПРОЛЛОБИРОВАТЬ ГЛАВА ОАО «РЖД» ВЛАДИМР ЯКУНИН

Список претендентов на звание спасителя озера Байкал от главы «Транснефти» Семена Вайнштока получается очень длинным, и писать в него Владимира Путина даже немного странно. У президента было достаточно времени для того, чтобы вмешаться в ситуацию, например, до демонстраций против трубопровода ВСТО в Иркутске. Действия президента выглядят как уступка тому, кто действительно пролоббировал указание президента перенести маршрут ВСТО подальше от Байкала. Проще всего было бы отдать лавры Greenpeace и WWF – однако практика показывает, что даже пройдись зеленые по Красной площади на руках шеренгами по 20 человек, отвечать им будут в ближайшем УВД.

Политически же выигрывающих от переноса маршрута настолько много, что неясно, как господину Вайнштоку до сих пор удавалось держать марку.

С точки зрения аппаратной интриги все просто: источники в администрации президента уверенно говорят, что о переносе маршрута ВСТО, а точнее, за увеличение сроков его строительства, связанных с новым маршрутом, перед президентом хлопотал глава АО РЖД Владимир Якунин. Еще осенью 2005 года Семен Вайншток резко потребовал от РЖД прекратить развитие всех проектов, связанных с расширением перевалки нефти в КНР железнодорожным транспортом, а к 2008 году и вовсе сдать все потоки в трубопровод. Господина Вайнштока можно понять: эксперты до сих пор недоумевают, чем именно, то есть нефтью из каких месторождений, «Транснефть» намерена заполнять ВСТО. В этих условиях каждая капля нефти в трубе на счету.

Версия с Владимиром Якуниным хороша, помимо прочего, и тем, что она объясняет довольно многое – от выглядевшей самоубийственной активности нового иркутского губернатора Александра Тишанина, ранее начальника Восточно-Сибирской железной дороги, до демонстраций протеста против ВСТО в крупном железнодорожном узле Ростов-на-Дону.

Другие объяснения не менее убедительны. Громадье планов Семена Вайнштока, в последнее время дружащего против много кого с совладельцем ТНК-ВР Германом Ханом, говорят, активно не нравится президенту «Роснефти» Сергею Богданчикову и председателю ее совета директоров Игорю Сечину. «Роснефть», претендующую не только на лавры главного освоителя Восточной Сибири, но и автора правил игры во всем нефтяном бизнесе, вряд ли могло устраивать намерение «Транснефти» и Росэнерго играть первую скрипку в ТЭКе. Солист есть солист, а спешить со строительством ВСТО «Роснефти» некуда, к тому же брать на себя все риски ситуации, в которой «Транснефть» уже построила ВСТО, а «Роснефть» не успевала заполнить его нефтью,– кому надо? Все должно быть скоординировано, и вряд ли в «Роснефти» думают, что Вайнштоком.

Не стоит забывать и канцлера ФРГ Ангелу Меркель, с которой Владимир Путин встречался вчера в том же Томске. До последнего момента в мире было принято считать, что проект ВСТО не подлежит корректировкам. За последние две недели высшие должностные лица, не исключая и президента, неоднократно говорили о том, что перенаправление потоков энергоносителей с Запада, играющего с нами в нечестную игру, на Восток, где по крайней мере председатель КНР Ху Цзиньтао честный, неизбежно. Демонстративное внесение коррективов в проект ВСТО вполне может быть сигналом госпоже Меркель: мы готовы торговаться, перенаправление российской нефти в Китай – обсуждаемый вопрос. К тому же в ФРГ «зеленая» тема популярна. Не нужно быть Йошкой Фишером, чтобы понять, что Меркель не может не понравиться забота президента о Байкале.

А за те один-два месяца, пока «Транснефть» рисует на карте новые маршруты, подойдет и время саммита G8 в Санкт-Петербурге. И Джорджу Бушу несложно будет показать, что Россия договороспособная страна. Было бы о чем договариваться – например, о том, что проект ВСТО нужно пересчитывать и пересчитывать. Может, он вообще нерентабелен? Может, Китай и не будет покупать нефть по ценам, в которые заложена стоимость абсолютной безопасности проекта «Транснефти»? Как знать, время идет быстро, ситуация меняется ежеминутно – завтра может выясниться, что «Транснефть» начинает отсыпку береговой линии в глубь озера Байкал ровно на 40 км, указанные Владимиром Путиным. Ведь он так любит пресную воду.

Дмитрий Бутрин

Оригинал материала

«Коммерсант» от 27.04.06