Владимир Якунин срочно возглавил российские железные дороги

Михаил Фрадков подписал распоряжение о назначении президентом ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимира Якунина — человека из «питерской» команды Владимира Путина, первого вице-президента ОАО «РЖД», курировавшего финансовые вопросы. Геннадий Фадеев отправлен в почетную отставку.

Уже в момент создания ОАО «РЖД» в сентябре 2003 года Владимир Якунин, работавший в то время первым замминистра путей сообщения, рассматривался как один из основных кандидатов на пост главы новой госкомпании. Весомым аргументом в пользу кандидата были давние партнерские отношения Якунина и Владимира Путина — Якунин, как и Путин, служил в КГБ, они дружили семьями и даже дачи в Ленинградской области построили рядом. В начале 90-х в команде Путина Якунин занимался привлечением иностранных инвестиций в Санкт-Петербург через возглавляемое им АОЗТ «Международный центр делового сотрудничества». Позже он работал в администрации президента, заместителем министра в Минтрансе. Однако в момент создания ОАО «РЖД» Якунин стал лишь первым заместителем Фадеева — ему, всего год занимавшемуся «железнодорожными» вопросами, просто требовалось время, чтобы вникнуть в тонкости управления железнодорожным хозяйством. Активы РЖД внушительны — один только уставный капитал компании превышает 50 млрд. долларов. Для сравнения: капитализация «Газпрома» составляет около 70 млрд. долларов, а ЛУКОЙЛа — около 35 млрд. долларов.

В разговорах о кадровых перспективах Якунина его прочили на место главы президентской администрации. Назначение не состоялось, однако уже через полгода Якунин возник среди возможных преемников премьера Михаила Касьянова. Последний раз слухи о скором «повышении» Якунина возникли около полугода назад, и госканалы начали активно освещать все акции Фонда апостола Андрея Первозванного, попечительский совет которого возглавлял Владимир Якунин.

Тем не менее назначение среды выглядит отчасти неожиданным. Собеседники единодушно утверждали, что в Кремле Геннадию Фадееву были готовы дать возможность доработать в ОАО «РЖД» до семидесятилетия, то есть до весны 2007 года. Не исключено, что отставка Фадеева была ускорена нежеланием Кремля менять главу ключевой инфраструктурной монополии в условиях начавшейся предвыборной кампании. Отчасти это подтверждают источники в правительстве: по их данным, решение о назначении Якунина подготовили очень быстро. Официально было объявлено, что Фадеев ушел в отставку «по собственному желанию». Экс-глава РЖД получил почетную должность помощника премьера Фрадкова — статус, который нередко предлагали отставным министрам.

Теперь Владимиру Якунину придется взять на себя ответственность за продолжение реформы железнодорожного сообщения, которая сейчас переживает важный этап. В прошлом году были разделены хозяйственные функции бывшего Министерства путей сообщения и ОАО «Российские железные дороги». До 2007 года внутри компании предстоит выделить дочерние предприятия по конкурентным видам деятельности (пассажирские и грузовые перевозки, ремонт). Именно в настоящее время идет создание таких крупных предприятий, как Федеральная пассажирская компания, «Трансконтейнер», которые в будущем предстоит акционировать. За контроль над будущими акционерными обществами, которые по сути станут основными игроками в железнодорожном бизнесе, и идет борьба.

Светлана Бороздина, Андрей Литвинов

Андрей Красавин

Оригинал материала

«Газета»